Как и у любого рисующего человека, у меня масса скетчбуков, которые не помещаются ни в одной коробке и расставлены как ценные фолианты на отдельной книжной полке. Сразу признаюсь, третья часть из них совершенно пусты или начаты и отложены.
Уверена, не одна я страдаю болезнями «Купи этот блокнот, он же такой классный», прогуливаясь в книжном, и «Ничего себе, какая бумага в этом альбоме», придя за красками в художественный магазин. Никакой нужды в этих покупках, как правило, нет, ведь дома меня уже ждет пара пустых блокнотов. Мне кажется, каждому скетчбуку должно прийти свое время. В моем случае больше всего времени приходится на тонкие Молескины, которые удобно брать с собой в дорогу и испещрять картинками во время отдыха в путешествии.
Скетчи без границ
Пожалуй, именно поэтому меня так впечатлила книга «Скетчи без границ» Феликса Шайнбергера. Автор пишет о вещах, о которых я и сама постоянно задумываюсь, возвращаясь в очередной раз к рисованию в блокноте. Во-первых, очень здорово объясняется, какие материалы и в какой момент могут вам пригодиться для работы. Лично у меня большинство альбомов изрисовано линерами. Причина, конечно, в том, что я в принципе тяготею к работе с линейной графикой. С таким подходом расходуются все купленные и подаренные тонкие блокноты. Зарисовки из Португалии, Чехии, Франции, Камбоджи, Вьетнама, Гонконга, Израиля, Египта и множества других стран сделаны дешевыми линерами в худеньких молескинах.
Я предпочитаю этот инструмент, по ряду причин:
— в отличие от маркеров и акварели, им удобно работать на тонкой бумаге, что облегчает вес багажа, а в путешествии это очень важно;
— в отличие от простых карандашей, линер не дает себя стереть, а поэтому работать нужно на совесть с первого раза, а это экономит время, которого в путешествии всегда не хватает;
— не в пример шариковой ручке, линер со временем не начинает мазать и пачкать ваши руки и рисунки;
— степень детализации, которой можно добиться с их помощью намного выше, чем у большинства портативных материалов;
— ну и, в отличие от цифрового планшета (в котором есть сразу все необходимые инструменты), рисунок линером на бумаге не отсвечивает и не тускнеет при ярком солнце.
Во-вторых, автор метко подмечает, что зарисовки отнюдь не способ дотошного переноса всех деталей с натуры в рисунок. На мой взгляд, намного важнее уловить характер и фактуру модели, при этом не важно, рисуете ли вы человека, пейзаж или архитектуру. Вся соль скетчей в их пластике, динамике и харизме.
Часто, сидя в кафе или на пляже со скетчбуком, я просто наблюдаю, ничего не рисуя. Потом увиденные образы складываются в моей голове и я делаю забавные наброски по горячим следам. Часто у нарисованных персонажей и местности нет ничего общего с тем, что было в жизни, но при этом они собраны из множества деталей, которые создают наиболее полный и интересный образ. Мне кажется, это и есть волшебство созидания. К тому же, на мой взгляд, это отличное упражнение, чтобы закалить творческий ум! Кстати, в главе о том, в каких ситуациях можно или нельзя рисовать, автор приводит курьезные случаи из практики, с которыми мне тоже приходилось сталкиваться. Их легко можно избежать, подключив наблюдение и работу по воспоминаниям.
Прочитав книгу и вдохновившись, я решила пустить эти эмоции в дело и написать небольшой мастер-класс на эту тему. Почти сразу представился удобный случай! Недавно мы с супругом попали на соревнование по виндсерфингу, организованное нашими приятелями из Дахаба (Египет). Мне показалось, что такое колоритное мероприятие отлично подойдет для создания скетчей. Я не ошиблась: из участников и болельщиков вышла харизматичная многонациональная толпа характеров, которые так приятно было рисовать в окружении солнечного морского пейзажа.
Поскольку моей основной деятельностью является иллюстрация, мой мозг мыслит законченными сюжетами и композициями. Рассматривая чужие скетчбуки и видя на каждой странице ковер из разношерстных образов, я всегда прихожу в восторг. Я честно попыталась пойти эти путем, который ярко демонстрирует Феликс Шайнбергер в своей книге, но по факту все равно получились мои традиционные повествовательные картинки, наполненные небольшими историями героев соревнований.
Итак, первым этапом стали полевые скетчи. Я ходила по пляжу и делала наброски понравившихся мне образов: ловила позы, выражения лиц и ситуации. Помимо этого, я сделала несколько видео мероприятия и гостей, чтобы позже могла вернуться в ним. Можно было бы сделать и фотографии, однако, на мой взгляд, статичные изображения теряют больше половины сочного содержимого, которое есть в натуре: это и походка, и манера жестикулировать, и смена эмоций на лицах, и порывы ветра, которые особенно хороши в динамике.
Для такой масштабной работы я взяла скетчбук побольше, формата А4 с плотной бумагой, поскольку хотела поработать с цветом позже в спокойной обстановке. После соревнований у меня получились картинки, ничем не отличающиеся от сотен других набросков в других моих альбомах. В некоторые из них я сразу добавила пару цветовых пятен карандашами, чтобы дать себе ориентиры на будущее:
Через пару дней, найдя подходящий вечер, я села за доработку скетчей.
В книге Шайнбергера мне очень понравилась часть о работе с цветом. Он пишет, что при добавлении ярких пятен рисунки оживают. Однако, как и с сюжетом и композицией картинок, с цветом вышло не так, как у автора. Я очень увлекающаяся натура, и если я начинаю чем-то заниматься с удовольствием, меня за уши не оттащить от этого дела. А работать с цветом оказалось очень приятно.
Вот, как шла моя работа.
Для разбора я выбрала картинку, в которую еще на этапе работы «в поле» (а точнее на пляже) добавила цветовые пятна. В качестве красящего материала я воспользовалась акриловыми красками и акварельными карандашами. Первым делом я решила положить «несущую конструкцию» композиции. Ей стала полоска моря:
Затем мне на помощь вновь пришли цветные карандаши — ими удобно раскладывать живописные пятна, поскольку смешивать оттенки можно сразу в работе. Это особенно удобно, если вы рисуете в дороге или на улице, очень экономит время. За столом в студии тоже не стоит пренебрегать этим материалом, после добавления воды можно получить ни с чем не сравнимые результаты.
Я раскрасила одежду персонажей и в некоторых местах прошлась по карандашным штрихам кистью, смоченной водой. Получились очень яркие цвета и мягкие переходы. Здесь, под южным солнцем, все выглядит намного насыщенней, чем, например, в Петербурге. Поэтому со временем цветовосприятие меняется, как меняется и рабочая палитра:
Следующим этапом я решила объединить фигуры, поскольку после добавления цвета композиция стала очень дробной. Мне показалось, что отлично будет смотреться пятно желтого песка: он соберет элементы воедино, и контрастные фигуры выгодно выделятся на его фоне:
Финальным штрихом стала работа с черным цветом и контекстом. Как вы наверняка заметили, с момента рисования линером я работала исключительно цветом: карандашами и акрилом. Это сделало зарисовки сочными и насыщенными. Однако мне показалось, что сейчас им не хватает контраста. Поэтому в помощь темным оттенкам, синему и фиолетовому, я добавила немного черной краски. Эта проработка коснулась волос героев, теней и пары элементов одежды. Если бы я переборщила с черными оттенками, картинка получилась бы не пляжной, а, скорее, городской. Плюс, подметив в книге силу записок на полях, я решила добавить небольшие комментарии к персонажам и окружению. Так теперь зрителю будет понятно, что фигура в шортах — участник из Израиля, и он грустный, потому что не взял с собой гидрокостюм; что в Дахабе кроме виндсерферов очень много собак, которые с хозяевами и без гуляют по всей округе; что помимо собак и виндсерсеров на соревнованиях были и кайтсерферы, которые учтиво ждали награждения, чтобы можно было пойти кататься, не мешая мероприятию. Согласитесь, целый новый мир!
В общей сложности у меня получилось несколько таких сюжетных картинок, которые получились одновременно и скетчами, и иллюстрациями. К слову, работа над ними так захватила меня, что захотелось весь этот альбом посвятить вот таким рисункам с историями!