У нас вышла книга «Рождение иллюстратора», которую написал художник и дизайнер Феликс Шайнбергер. Феликса знают во всем мире. За последние 10 лет он проиллюстрировал более пятидесяти книг для детей. Его работы публиковались в таких журналах, как Harvard Business Manager и Psychology Today. И это уже третья его книга, которая выходит в МИФе.
Ловите несколько советов, мудрых и вдохновляющих мыслей Феликса, которые помогут влюбиться в иллюстрацию или полюбить её ещё сильнее.
Иллюстрация — это принятие решений
Иллюстратор должен принимать решения. Вот этот мальчик на переднем плане — на нем должна быть красная рубашка или желтая? Он должен выглядеть как инфографика, носить доспехи, иметь клюв? По пути от чистой страницы или экрана к законченной иллюстрации вам нужно принять сотни, а может, тысячи мелких и крупных решений.
Бернд Мёльк-Тассел
Попробуйте стать более прагматичным и доверять себе. Тренируйтесь в обычной жизни. Не раздумывайте часами над меню в ресторане. Попробуйте выбрать блюдо за одну минуту. Примите тот факт, что решения принимаете только вы, и никто другой, и научитесь доверять своей интуиции. Сделав это, вы совершите самый важный шаг.
Как мы видим то, что видим
Иллюстрацию характеризует не только техника. Гораздо важнее инструментов и материалов — сам рисующий. Кто создает иллюстрацию — вот что главное. Все дело в том, как мы видим то, что видим.
Художники с более объективным, рациональным взглядом на мир будут создавать более информативные и подробные иллюстрации. Они предпочтут технику, подходящую для передачи текстур, их манера изображения будет тяготеть к реализму. Целью станет реалистичная передача, а не просто создание атмосферной иллюстрации.
Стефан Ломп
Чувство юмора тоже может проявляться в иллюстрации, так же как фантазия, меланхолия или легкомыслие. Всё, чем вы являетесь, всё, что вами движет, почти волшебным образом отражается в иллюстрациях. То, что мы называем вкусом, — это бессознательное проявление вашего психического состояния. Иллюстрация далека от формализма. На самом деле картинку рисует ваша душа.
Конкретное и абстрактное
Как бы парадоксально это ни звучало, иногда слишком отчетливый реализм в иллюстрациях вызывает менее живой отклик у смотрящего. Найдите где-нибудь стул и рассмотрите его. Вы можете повернуть его и увидеть форму, цвет и размер. А теперь представьте стул. Какой он? Наверняка ваш воображаемый стул менее четкий, но в то же время более интересный.
Джим Коэн
Все конкретное, детальное воспринимается как внешний мир, окружающий нас, как чужое; абстрактное же живет внутри и воспринимается как свое. Осознание этого парадокса крайне важно для иллюстраторов. Чтобы вызвать эмоциональный отклик на изображение, иллюстрация не должна быть конкретной, поскольку расплывчатая картинка больше похожа на то, что люди рисуют у себя в голове.
Какой вы иллюстратор?
Иллюстрация — чудесная профессия. Но есть и минус: иллюстраторов развелось так много, что создается конкурентная среда, в которой многие молодые авторы рискуют потерпеть неудачу. Что же делать? Внимательно смотреть.
Рынок иллюстрации никак нельзя назвать однообразным. Вы можете найти сотни применений своим способностям.
- Есть книжные и журнальные иллюстраторы, карикатуристы, иллюстраторы игр и аниматоры.
- Можно зарабатывать на жизнь детскими книгами, рисунками для документальных и научных книг, анимировать фильмы и компьютерные игры.
- Можно быть мастером на все руки, рисовать сториборды, создавать иллюстрации для рекламы, делать упаковку или вести курсы.
Будьте внимательнее и учитесь планировать. Допустим, в какой-то момент самым престижным в иллюстраторской профессии считается создание рисунков для печатного журнала. Так вот, новичкам настоятельно рекомендуется искать другую нишу. Иначе по прошествии времени вы можете столкнуться с тем, что престижный рынок превратился во вчерашний.
Олаф Хайек
Идеи
Главное в иллюстрации — замысел, идея, лежащая в основе любого рисунка. Концепция, стиль, содержание, дизайн, воплощение, информационное наполнение, юмор, эстетика и утонченность — все эти составляющие зависят от замысла иллюстрации. Идеи вдыхают в рисунок жизнь.
Так откуда же берутся хорошие идеи? Вот несколько способов их найти.
- Исследование
Исследование — это сбор материала об объекте. Дело в том, что нельзя проиллюстрировать то, чего вы не понимаете. Поэтому исследования так важны для процесса генерирования идей. Информацию можно искать в библиотеке, интернете, в архивах, можно опросить экспертов. Уже даже выбор источников способен оказать влияние на результат.
- Мозговой штурм
Тут вроде бы все понятно. В основе мозгового штурма — свободные ассоциации. Каждый участник подбрасывает идею в общий котел, все обсуждают ее, добавляют что-то свое, комбинируют, вводят новые условия. Главное в мозговом штурме — обсудить идеи в неформальной обстановке. Участники не комментируют и не критикуют идеи. Смысл в том, чтобы вдохновить друг друга.
Йорг Блок
- Ментальная карта
Ментальная карта — это визуализация мыслительного процесса в виде, как вы сами понимаете, карты. Все начинается с ключевого слова, например предмета или темы, которую нужно проиллюстрировать. Далее мы пишем или зарисовываем самые глубокие ассоциации с этой темой. После этого переходим к заключению или продолжаем развивать темы, пока не закончатся варианты.
- Каталог вдохновения
Помимо исследования темы, полезно иметь собственный каталог изображений. Вдохновляйтесь иллюстрациями и создайте свой бумажный или цифровой визуальный архив. Собирайте картинки и фотографии, которые вам нравятся и стимулируют вас. Комиксы, журналы, словари, нон-фикшн, игрушки, кино — все это может послужить вдохновением, как и вещи с блошиного рынка.
Макс Фидлер
- Разговор
Простейший способ разработки идеи — поговорить с кем-нибудь о ней, а не думать
в одиночку. Совместные размышления открывают новые грани и разбивают ментальные блоки. Причем ваш собеседник даже может почти не участвовать в диалоге, ведь когда вы начинаете рассказывать о своих замыслах и текущих результатах, сам этот рассказ может натолкнуть на новые идеи и решения.
И еще кое-что. Хорошие идеи мимолетны и мгновенно забываются, так что записывайте их сразу! Это только кажется, что блестящую новую идею вы никогда не забудете, обычно она без следа исчезает из памяти.
Ютта Бюкер
Плохое искусство
Повсеместное распространение цифровых медиа породило странный феномен:
новым и ключевым фактором в дизайне теперь считается «обаяние». Это реакция
на доведенные до бездушного совершенства, вылизанные иллюстрации 1990-х и 2000-х: людям захотелось незаконченности, «очаровательного несовершенства».
Томи Унгерер
Сейчас на пике популярности — иллюстрации, выполненные с милой небрежностью; как будто вы на самом деле и рисовать-то толком не умеете, но при этом создаете что-то очень оригинальное.
Примитивное искусство, безусловно, очаровывает, выглядит милым и «новым». Но порой не соответствует основному принципу дизайна: хорошая иллюстрация должна иметь содержание. Нужна не только оболочка, но и суть. Не забывайте об этом.
Материалы и иллюстрации из книги «Рождение иллюстратора»