Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видео-интервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Когда герой следующего выпуска определен, каждый желающий может задать ему абсолютно любые вопросы. Наши беседы получаются живыми и обо всем, и они еще раз доказывают: в МИФе работают очень разные и талантливые люди.
По следам AMA мы продолжаем серию интервью с сотрудниками МИФа в блоге. Знакомьтесь — Ренат Шагабутдинов, шеф-редактор направления «Бизнес», соавтор Игоря Манна по книгам «Бизнесхак на каждый день» и «Бизнесхак на каждый день 2.0».
— Ренат, в студенческие годы ты написал о МИФе курсовые работы. Расскажи о них.
— Помню, на собеседовании этот факт сильно удивил Диму с Артёмом (исполнительного и генерального директоров). Курсовых было две, на втором высшем в РГГУ. Я пошел туда учиться, когда был на 3-м курсе первого высшего. Тогда я понял, что выбрал не ту специальность, и мне захотелось учиться на маркетолога. В те времена я как раз интересовался маркетингом. Возможно, после прочтения книги «Маркетинг на 100%». Возможно, я ее прочитал как раз потому, что заинтересовался маркетингом, точно не помню.
Книги МИФа я читал, это тогда была только «Белая серия». В основном это были книги именно по маркетингу, и мы с одногруппниками в РГГУ читали их, обменивались, активно обсуждали. МИФ был у всех на слуху. При этом МИФ был еще новым издательством со всякими интересными фишками, маркетинговыми штуками, очень большой активностью отцов-основателей (в первую очередь Игоря и Михаила) в публичном пространстве.
Про МИФ говорили именно как про явление, про бренд. МИФ работал со студией Лебедева, указывал время прочтения книги, работал в верхнем сегменте. Мы обсуждали и книги МИФа, и сам МИФ как явление.
Однажды мне нужно было выбрать компанию как основу для курсовой. И нужно было написать работы по двум предметам — по маркетингу и маркетинговым коммуникациям. Мне кажется, я сдал одну и ту же работу по двум дисциплинам, просто обновив материал. Но, получается, что курсовых про МИФ было две.
В процессе подготовки я не обращался к МИФу, хотя, пока я работаю в издательстве, ко мне не раз приходили с просьбой рассказать о том, сколько книг мы планируем издавать. Я не поступал так по двум причинам: во-первых, это ООО, и ничего они не дадут про выручку или количество книг, которые планируется выпустить. А во-вторых, Игорь и Михаил столько писали в своих блогах, столько рассказывали всего про свои маркетинговые фишки, что открытой информации мне было достаточно, чтобы написать курсовую и рассказать про МИФ как про инновационное издательство в плане подхода к маркетингу.
Я смотрел на рынок и на то, какие есть издательства, кто в каком ценовом сегменте находится, рисовал матрицу и расписывал, что делал МИФ необычного. Например, указывал время прочтения на обложке, вел креативную работу с рецензентами. Проявляли активность и отцы-основатели (двое из трех во всяком случае). Мне нравилось сознательное позиционирование компании, что МИФ отбирает 12 лучших книг для читателей: мы экономим ваше время, а вы читаете на русском языке книгу в премиальном исполнении. Это был точный удар в целевую аудиторию, которая на тот момент состояла из читающих руководителей, собственников и маркетологов. И было много более мелких фишек, таких как три причины прочитать книгу. Мы сейчас думаем к этому вернуться, кстати.
МИФ был мне интересен уже тогда как компания, как люди с очень креативным подходом ко всему. Вроде такой традиционный рынок — и тут ни с того ни с сего такие книги, которые выделяются, дорого стоят, их кайфово читать. Это сейчас, если взять что-то из новинок ведущих издательств, то сразу и не отличишь книги в плане качества. А тогда — ты берешь книгу МИФа из «Белой серии» и, хоть я и не большой фанат гаджетов, как айфон с кнопочным телефоном сравниваешь. Или когда меняешь машину, у тебя была механика, старая машина без кондиционера и стеклоподъемников, а тут садишься в новую иномарку и прям кайфуешь. Совсем другие ощущения. Так и тут было. Всё это впечатляло. И сам контент помогал мне, будучи студентом.
— Сколько раз ты устраивался в МИФ?
— Получается, трижды. Первый раз в 2012 году. Это было буквально через год, когда я активно интересовался МИФом, писал курсовые. Тогда вакансия называлась «книжный скаут». По-сути, нужно было заниматься отбором книг. Меня это заинтересовало. По-моему, отбирал кандидатов тогда Иванов. Я прошел первый этап. Вторым этапом было тестовое задание: нужно было рассказать про несколько книг, возьмешь ты их или нет в печать, почему. Но меня по итогам теста не взяли.
К тому же я был студентом, и если бы меня приняли, мне пришлось бы совмещать работу с двумя вузами. Все, что не делается, к лучшему. Я и сам, наверное, не имел достаточно опыта и знаний, чтобы на такую интересную позицию претендовать. С другой стороны, отбор книг — это такая вещь, которой ты не научишься никогда, если не будешь работать в издательстве. Ты должен знать английский, интересоваться книгами в целом.
Я продолжал учиться и работать совсем в другой сфере. Тогда мне очень хотелось попасть в МИФ, я переживал, старался, компания в плане формата работы была (и есть) передовая: работа удаленная. Тогда казалось, что это вообще космос.
Вторая попытка устроиться оборвалась в самом начале. Была позиция контент-менеджера. Наверное, тоже в 2012 году. Мне Дима написал «Привет, чувак! Мы уже взяли человека». Здесь общение было крайне коротким. Тестовое на контент-менеджера не удалось пройти.
Третья попытка — в конце 2013 года — была успешной. Задержался. Вакансия называлась «ассистент управляющего портфелем». Было 2 управляющих портфелем: Михаил и Артём. Помощник нужен был Артёму. Через несколько недель вакансию открыли у Михаила. Они перестали справляться с брифами, отбором книг, какими-то рутинными задачами и начали искать ассистентов. Я пришел к Артему, а Лариса Парфентьева к Михаилу. И мы оба до сих пор работаем. Хотя у Ларисы еще и руководитель через несколько месяцев вышел из компании, как известно всем, и уехал в Штаты. Поэтому мы попали в период таких радикальных изменений компании.
— Расскажи, как много книг для отбора ты просматриваешь в день, по каким критериям происходит отбор?
— Я не каждый день просматриваю книги. Раз в неделю концентрированно. В остальное время — задачи, встречи. Но всегда — в дороге, самолете, в поезде, в автобусе — где угодно, в каком бы транспорте ни был, я смотрю книжки. Для этого у меня всегда был планшет, а недавно купил новый телефон с экраном побольше и большой памятью. У меня только в планшете 50 Гб книг.
Тут я от остальных шеф-редакторов ничем не отличаюсь: мы смотрим рассылку от литературных агентов. С ходу не скажу сколько там писем, наверное, десятки в день. Какие-то книги тебе сразу не подходят, какие-то ты смотришь. Это различные топы Амазона. Топ по личному развитию, спорту, бизнесу и так далее. Смотришь Топ-100 продаваемых, Топ-100 новинок в 50 категориях, каталоги издательств к выставкам, стенды на больших книжных выставках. Сканируешь это очень-очень быстро. Какие-то книги находишь под запрос.
Книг очень много, и мы не можем читать все от корки до корки. И в этом нет нужды, на мой взгляд. Когда ты отбираешь книги долгое время, тебе достаточно введения, заключения, одной-двух глав, структуры книги, личности автора, отзывов, описания — и ты по совокупности факторов принимаешь решение. В одном случае читаешь очень мало, в другом — много, в третьем — всю книгу целиком. Так в очередной раз было недавно с одним российским автором: я прочитал книгу от корки до корки в самолете по дороге в Саратов, потому что у команды не было единого мнения: книга сложная, неоднозначная. В итоге мы отказались. Переводные книги читаю целиком, если зацепило, и если это происходит — то это сильный знак. Так было, например, с книгой «Голая статистика». Читал в оригинале и не мог оторваться. Она стала бестселлером у нас.
— Есть ли книги, о которых ты жалеешь, что они изданы МИФом?
— Да, конечно есть. Как есть книги, о которых я жалею, что мы их не выпустили, а издал кто-то другой. Правда последних очень мало, но они есть. Все мы ошибаемся, и я не скрываю, что тоже в свое время ошибался. К счастью, таких случаев немного. Это опыт, тут я только могу поблагодарить Артёма, что он давал возможность учиться, принимать эти решения, даже если видел, что они неправильные, чтобы я мог сам научиться.
— Назови ТОП-3 любимых книги.
— Это всегда очень сложно, потому что любимых книг очень много. В студенчестве читал много художки, поэтому в моей стопке любимых книг есть Чак Паланик «Невидимки» (читал и в переводе, потом в оригинале). Может быть в 30 лет он ни на кого не произведет впечатление, но на меня в 20 произвел неизгладимое. Хотя сейчас художку я почти не читаю.
Следующая книга — это биография Юрия Гагарина, автор Лев Данилкин, серия ЖЗЛ. Это очень качественно написанная вещь. Про Гагарина много противоречивых мнений. Мне он очень интересен прежде всего как человек. Я не считаю, что ему просто повезло. Моя любимая цитата из книги (хотя на самом деле ее сказал поэт Аркадий Первенцев, но Гагарин её повторял): «Из ресторанов в космос не летают».
Моя любимая книжка по философии — это Бертран Рассел «История западной философии». Я раньше увлекался философией, первоисточники читал, но если честно, очень сложно их понять, если ты не профессиональный философ. А Рассел, будучи еще и математиком, расписал всё очень понятно, с юмором, интересно: ты и про историю в целом читаешь, и про историю философии, и про то, как люди мыслили, какие концепции придумывали. Больше тысячи страниц, но это достаточно легкое чтение, непохожее ни на одну книжку по философии.
Еще книги, которые мне очень нравятся: Сергей Жигалкин «Метафизика вечного возвращения». Вечное возвращение — это концепция, которую придумал Ницше и описал в «Веселой науке». Буквально один параграф, но это очень глубокая идея о том, что мы будем проживать свою жизнь вновь и вновь бесконечное число раз. Её использует психотерапевт и автор многочисленных книг Ирвин Ялом при работе с пациентами. Она сложная для восприятия, но есть книжка на русском — коротенькая, понятная.
Есть еще миллиард любимых МИФовских книг, но нам времени не хватит, чтобы я обо всех рассказал. Отмечу «Простые правила»: на мой взгляд, это супер актуальная книга, всем советую.
— Почему ты не читаешь художку?
— Потому же, почему не хожу в кино. Не успеваю. Я человек далекий от творчества, от искусства, от культуры. Мне нравится читать про бег, про аналитику, про бизнес, про личное развитие и т.д. Плюс много приходится читать по работе, поэтому уже не до художки. Я просто преклоняюсь перед коллегами и в МИФе, и в других издательствах, кто художку умеет оценивать и выбирать. Мне кажется, это какой-то космос. Я никогда бы не смог.
— В чем секрет твоей суперпродуктивности? Как совмещать работу, семью, свои проекты и еще успевать жить?
— Хороший вопрос! Никакой сверх-продуктивности нет, во-первых. Во-вторых, есть такой серьезный фактор, как дети, которые есть у многих, а у меня пока нет. Хотя в теории, можно сказать, что спорт и 10 тренировочных часов в неделю — это по времени как ребенок. Хотя коллеги подтвердят, что дети требуют в разы больше времени.
Никакого секрета у меня нет. Есть несколько проектов, которые удается вести помимо основной работы, но это все благодаря простому правилу выкидывать всё лишнее. И зачастую это приятные вещи. Я, например, крайне редко бываю в кино, раз в год-полтора, в музеях бываю только в туристических поездках. Не провожу выходные так, чтобы полностью от всего отключиться и ничего не делать.
Думаю, от всего, от чего можно отказаться, нужно отказываться. Об этом наша любимая книга «Эссенциализм». Всё, что можно автоматизировать и упростить — нужно автоматизировать и упростить. Про это наша книга «Простые правила».
И что значит «успевать жить»? Для меня жить — это и есть проекты и путешествия.
— Какие две-три практики ты делаешь каждый день?
— Сразу скажу, что магию утра я не практикую. Хотя это наш главный бестселлер МИФа. Когда я не травмирован, как сейчас, то каждый день тренируюсь, без исключений. Ну, и если это можно называть громким словом «практика», в конце дня смотрю на календарь завтрашнего дня: к чему готовиться, какие будут перерывы, какие задачи. В выходные делаю обзор всей предстоящей недели.
Задачи выписываю на листочек. Очень примитивная система. Я кучу всего пробовал: и систему Maxdone, которую Максим Дорофеев рекомендует, и всякие примочки, приложения. Ничего для меня не работает. Я считаю, что у каждого должна быть своя система, инструментарий. У меня вот такой — из каменного века, но меня устраивает.
Так что одна практика — это спорт, вторая — обзор следующего дня и выписывание задач.
— Какие свои достижения по бегу считаешь самыми-самыми? Как насчет гонки IRONMAN?
— IRONMAN я проходил один раз в 2014 году, больше не хочу. Это очень долго и мучительно, плюс мне не нравится велосипед. Но впечатления, конечно, интересные, эмоции сильные. Есть, что вспомнить. Тогда я считал, что это достижение. Особенно учитывая, что в школе с лишним весом не мог пробежать даже километр, и пройти IRONMAN казалось круто. Мне казалось, что это вершина в мире любительского спорта. Сейчас я понимаю, что любой здоровый человек может подготовиться за год-полтора, если пройти не спеша. Я его проходил очень медленно. Это не достижение.
Достижений особых не было. Я, к сожалению, не дошел даже до первого разряда. Ближе всего я был в 2017 году, мне не хватило каких-то секунд. И в 2018 году был близок на 10-ке к тому, чтобы выполнить норматив первого разряда, но мне и тут не хватило секунд. Сейчас я травмирован, лечусь. Подвернул неудачно стопу и надеюсь, что уже в этом году вернусь к тренировкам. В следующем году буду штурмовать первый разряд.
На текущий момент мой лучший результат — это 9-ое место на московском полумарафоне в 2017 году. Тогда я понял, что очень большое значение имеет психологическое состояние в спорте. Сами ощущения, когда у тебя все получается, запредельная скорость, нагрузка, тебя прям прёт, тебе тяжело, но тебе это дается, ты в потоке. По ходу еще добавляешь, ускоряешься. Книга «Как сильно ты этого хочешь?» как раз про это. Когда у тебя в жизни всё хорошо, ты настроился максимально, заряжен на результат — ты показываешь больше, чем ты можешь. Еще одну книгу про это готовим. В начале следующего года она выйдет.
Еще из достижений — ультрамарафон, который я бежал второй раз в ЮАР в 2016 году. Может быть там не ахти какой результат, но из тех, кто приехал из России (их было 20-25 человек), я был первый. А из 20 тысяч я был двести какой-то. Ну и сам факт, что ты бежишь 7 часов по жаре, по очень крутым горкам с темпом 4:30 на километр меня самого впечатлило в процессе, я прям кайфанул.