Представляем новинку — книгу «История комиксов», самую полную и разностороннюю картину становления и развития комиксов начиная с конца XIX века и до наших дней. Фишка в том, что это не учебник, написанный сухим и скучным языком, а тоже комикс — веселый и с классными иллюстрациями. Сегодня рассказываем об истории легендарной студии Уолта Диснея.
Флейшер vs Дисней
В то время как в кинематографе наступала эра звукового кино, на фронте короткометражной анимации началась война на изнурение. Роли противоборствующих генералов взяли на себя творческие гиганты Макс Флейшер и Уолт Дисней
Студия Флейшера, базировавшаяся на Манхэттене, доминировала в эпоху немого кино со своими эксцентричными черно-белыми комедиями «слэпстик» (комедия, построенная на нагромождении забавных ситуаций, погонь, потасовок и невероятных трюков) Но голливудская студия Диснея сняла первый звуковой мультфильм, «Пароход Вилли», который сделал Микки Мауса суперзвездой.
Макс нанес ответный удар, получив права на комикс-стрип «Грошовый театр» и его главную звезду моряка Попая. Мультфильмы с участием героя стали дико популярны.
К середине 30-х годов Попай сильно подвинул Микки Мауса с пьедестала. Но Дисней снова перещеголял Макса, получив эксклюзивные права на технологию «Техниколор» для создания цветных изображений. Эту инновацию Дисней использовал в мультипликационном сериале «Наивные симфонии».
Две судьбы
Иммигрировавший из Австрии Макс был из семьи среднего класса. Его отец владел в Нью-Йорке ателье, где шили дамские костюмы для верховой езды. Среди его клиентов были Рокфеллеры, Вандербильты и Асторы.
Родившийся на Среднем Западе Дисней провел детство в нищете, прямо как герой романов Диккенса. Семья переезжала из штата в штат вслед за отцом, постоянно терпевшим неудачи в бизнесе. В Канзасе Уолт работал посыльным на маршруте отца, который разносил газеты. Во время безжалостных зим в Миссури порой он терял сознание от изнеможения.
Как и многие из тех, кому удалось вырваться из бедности, Дисней был полон решимости добиться успеха любой ценой — и при этом стать хозяином своей судьбы. Когда он не смог найти звукозаписывающую студию, отвечавшую его высоким требованиям, то основал собственную. Когда ему показалось, что его сотрудники недостаточно хорошо рисуют, он нанял им преподавателей, которые бесплатно обучали их на территории студии.
Хотя Дисней выпускал популярные и расхваленные критиками мультфильмы, например «Три поросенка» (песня «Нам не страшен серый волк» стала гимном борьбы с Великой депрессией), он тратил так много денег на доведение их до совершенства, что студия с трудом покрывала расходы
Макс, будучи в курсе финансовых проблем Уолта, полагал, что его дешевый и более экономный способ производства мультфильмов в конце концов принесет победу студии Флейшера.
Студия Флейшера занимала четыре этажа в многоэтажке на Бродвее. Там работало около 250 человек. Флейшеры практиковали жесткую иерархию среди своих художников — систему с «главным мультипликатором».
Дейв, брат Макса (бывший клоун Коко), продюсер студии, приносил главному мультипликатору черновик сюжета, а тот разбивал его на сцены. Опытные мультипликаторы рисовали ключевые позы в каждой сцене, а новички, которых называли «фазовщиками», рисовали промежуточные кадры между двумя позами.
Драки с плавными движениями в мультфильмах про Попая были результатом монотонной механической работы сотен низкооплачиваемых сотрудников.
Забастовка
В 1937 году в Нью-Йорке разразилась забастовка: более сотни сотрудников Флейшера вступили в профсоюз коммерческих художников и дизайнеров. Они потребовали предоставить им больничный лист, оплачиваемый отпуск и сократить 45-часовую рабочую неделю. Макс расценил это как предательство, отказался признать профсоюз и уволил пятнадцать главных активистов.
7 мая оставшиеся члены профсоюза объявили забастовку и заблокировали вход в студию. Когда те, кто не вступил в профсоюз, попробовали пройти сквозь пикет на работу, началась драка. Полиция попыталась отогнать протестующих от входа, но это только ухудшило ситуацию. На шум сбежались две тысячи зевак. Столкновения прекратились только после того, как десятерых художников задержали. Достичь компромисса помогло только что созданное Национальное управление по вопросам трудовых отношений. Макс Флейшер нехотя пошел на уступки…
…и сразу после этого его ждал шок.
Дурь Диснея
Дисней нанес очередной — и решающий — удар: он выпустил проект, который разрабатывался так долго (с 1933 года), что в Голливуде его пренебрежительно называли «Дурь Диснея». Это был полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов».
Тогда считалось, что полнометражные мультфильмы не нужны, потому что неинтересны публике. Якобы зритель не сможет идентифицировать себя с нарисованными персонажами так же, как с живыми актерами.
Премьера «Белоснежки» 21 декабря 1937 года не оставила от этой теории камня на камне. зрители (среди которых были легендарные актеры Кларк Гейбл и Кэрол Ломбард) начали рыдать во время сцены похорон Белоснежки!
Так началось обожествление Диснея. Критики назвали «Белоснежку» величайшим достижением кинематографа со времен «Рождения нации» Гриффита. Daily Worker хвалил гномов, назвав их «обществом миниатюрных коммунистов»!
С точки зрения других студий гораздо важнее было то, что «Белоснежка» стала самым кассовым фильмом в истории! Впрочем, уже в 1940 году ее обошли «Унесенные ветром»… Но это уже совсем другая история.
Подготовлено по книге «История комиксов».
Обложка поста: pixabay.com