Натали Ратковски, художник-иллюстратор и дизайнер
О, вдохновение! Что это? Какова его природа? Где его искать и зачем?
Рисование граничит с волшебством. Вот он, белый лист, — а через мгновение на нём оживают персонажи и истории. Озарение, Божья искра, поцелуй Музы — как только не называют толчок к работе и желание созидать. Да и можно ли разложить на атомы процесс художественного мышления?
Если принять, что вдохновение — тот самый творческий порыв, который окрыляет нас настолько, что тлеют отговорки и страхи, многое становится понятным. Давайте присмотримся повнимательнее, где скрываются золотые жилы вдохновения и как их открыть.
Музеи, выставки и вернисажи
Ходите в музеи, смотрите на работы других художников. Опять это «бла-бла-бла» — скажете вы. Многие устают уже после первых залов и готовы обходить выставки десятой дорогой, лишь бы избежать истязаний искусством.
Намечайте в музее конкретные цели. Например, на странице Лувра можно загрузить pdf-файл с пометками о самых знаменитых работах в собрании музея и заранее наметить цели: в какой именно зал вы направляетесь и почему. Тогда от музея останутся приятные воспоминания.
Ходить в музеи надо правильно — с целью и запасом вопросов. На фото инсталляция китайского художника Лиу Веи «Микромир» 2018 года, сделанная Натали Ратковски на 58й Биеннале в Венеции.
Рассматривайте работы слева направо, от заднего плана к переднему. Что вас в них цепляет? Может, техника исполнения или какой-то необычный предмет, изображенный на полотне? Погрузитесь в иконографию работы: какие символы указывают на ту или иную историческую, библейскую или мифическую фигуру. Если вы не владеете иностранными языками, обратитесь к переводчику на deepl.com, который прекрасно переводит любые тексты лишь с небольшими «осечками».
Найдите информацию об авторе и его времени. Какой период он переживал в момент создания работы? Что повлияло на природу его мазка и выбор сюжета? Например, работы Ренуара после 1894 года отличаются особенно размашистым мазком. Виной тому приступы ревматизма. Руки больше не слушались художника. Работа над картинами приносила дикие боли. Когда приступы участились, Ренуар перебрался на юг Франции в Прованс. Там ему стало немного лучше, но судороги в суставах делали мазки менее точными и размашистыми. Форма перестала быть главенствующей. Женские портреты кисти Ренуара этих лет кажутся почти размытыми, но нежными и чувственными. Художник переживал сильнейший кризис в борьбе с собственным телом, но жажда творчества не отпускала его.
Интересно, правда? Ходите в музеи ради таких находок. Это кладовая информации и просто неисчерпаемый источник вдохновения.
Пленэр или городской скетчинг
С непривычки работа с натурой может сильно огорчить художника. Особенно неудобства, связанные с рисованием вне обустроенного рабочего пространства. Прохожие, меняющиеся погодные условия, затекшие конечности и многое другое. Во время городского скетчинга в Венеции на меня напали голуби. Я сидела на приступке дома, когда сверху на меня полетел голубиный помёт. Пернатые нахалы сидели на ажурных балконах и справляли нужду прямо прохожим на шляпы. На самой площади какой-то маленький мальчик решил подкормить голубей чипсами, бросал крошки рядом со мной, пока птицы не стали путать мой френч на ногах с чем-то съестным. Сеанс рисования вышел нервным, и я теперь дико боюсь голубей. Но если закрываю глаза, то вижу перед собой прекрасный венецианский дом с красным фасадом, зелеными ставнями и бордовыми тенями от ближайших домов. Всю эту красоту мне удалось поймать в небольшой зарисовке. Муки того стоили.
Работать на пленэре непросто, но результат того стоит. — Источник
Ни одна фотография, тем более чужая, не позволит пропустить через себя свет и атмосферу выбранного мотива. Организуйте регулярные вылазки, чтобы научиться чувствовать формы, их соотношения и цвета, и вы больше никогда не будете ждать прилета абстрактной Музы. Она всегда будет идти с вами рука об руку.
Зарядка для фантазии
Существует целый ряд «дыхательных» техник для художника, позволяющих генерировать новые идеи. Многие из них подробно описаны в моей книге «Профессия — иллюстратор».
Например, техника комбинирования. Вам понадобится лишь пара предметов и желание соединить их в нечто новое. Скажем, возьмите чайник, ягоды и ремень с пряжкой. Заработала фантазия? Что вы можете придумать с этими вещами? Какие фантастические объекты? Каких существ?
Самые необычные вещи получаются из комбинирования несочетаемого. — Источник
Не менее интересная техника — поиск знакомых очертаний в облаках, тенях, кляксах, трещинах. А как насчёт поиска лиц? Они скрываются везде — в звонках, циферблатах, розетках, счётчиках электричества, застёжках и сумках. Найдите такое «лицо» и зарисуйте или просто сфотографируйте.
Тему одушевления можно развить и дальше. Какой предмет вы могли бы представить так, как это сделали мультипликаторы фильма «Красавица и чудовище», в котором ожили и чайный сервиз, и подсвечник, и даже шкаф?
Уверяю вас, через 30 дней желание находить необычные сочетания объектов станет вашей привычкой и источником вдохновения.
Работы других художников
Здесь мнения расходятся. Смотреть или нет? А вдруг нечаянно что-то переймёшь и попадёшь под лавину обвинений? К тому же у одних опускаются руки, если они сталкиваются с потрясающим мастерством. Других оно окрыляет и зовёт на подвиги. Здесь, как ни странно, тоже важна система.
Если вы ежедневно начинаете своё утро с пролистывания ленты в социальной сети, то унынию быть. От сомнений в духе «я так никогда не смогу» до «люди уже шедевров понаписали, а я только проснулся». Важно дозированное употребление чужих картинок и использование для поиска идей и восхищения. Например, если вы работаете над книгой для детей о животных, надо понимать, как о них с юмором и искрой удалось рассказать другим иллюстраторам. Как вы можете улучшить их идею?
Создайте домашнюю коллекцию: соберите книги тех художников, авторов и иллюстраторов, чьи работы вас по-настоящему радуют. Ведь то, что откликается внутри вас, готово в любой момент помочь создать собственный шедевр и найти свое решение, свой путь.
Повседневная романтика
Много лет подряд я вела проект рисования с натуры «Рисовальный флешмоб». Темы выбирала так, чтобы в течение недели участники могли создать скетч или полноценную работу, опираясь на предметы, которые можно найти и нарисовать с натуры в домашних условиях. Например, помидоры, тыквы, лимоны, статуэтки, сумки, обувь, перчатки, гранат, луковичные, увядшие листья. Или более широко: всё о красном, всё о синем, всё на букву А.
Другой пример — мой проект «365 скетчей», результаты которого опубликованы в моей книге «Рисуй каждый день». Для него я решила остановиться на ежедневном рисовании сцен из собственной жизни. Например, в тот день, когда у меня сломалась машина, я нарисовала игрушечные машинки сына: легковой автомобиль, который увозит эвакуатор. В день покупки новой машины на скетче появился ключ с брелком. В день, когда сын впервые отправился с садиком в поход, я нарисовала его милые резиновые сапоги.
Рисуй каждый день
Достаточно осмотреться по сторонам и получить настоящее удовольствие от работы за уютным столом с чашкой чая.
Создание собственных персонажей
Казалось бы, зачем заставлять себя придумывать персонажей, если вы, к примеру, художник-портретист, а не иллюстратор детских книг? Потому что речь идёт о зарядке для «хвоста», точнее, для ума. Привычка продуктивно работать теряется в разы быстрее, чем приобретается. Когда Заболоцкий писал «Не позволяй душе лениться!… Душа обязана трудиться…», речь шла о борьбе с прокрастинацией. Для «зарядки» можно обратиться к самому простому упражнению.
Нарисуйте себе приятеля. С кем бы вы хотели поболтать прямо сейчас? — Источник
Думаю, каждый из нас в детстве был фанатом того или иного мультфильма, придумывал для любимых персонажей новые одёжки или ситуации. Когда моему сыну было около 9 лет, он фанател от покемонов. Я дала ему в руки небольшой скетчбук, в котором он стал придумывать своих покемонов с характерным внешним видом, способностями и средой обитания. Кто сказал, что только занятие для детей? Вдруг вы станете новым автором книг о разновидности феечек, кобольдов или берсеркеров? Какими будут ваши персонажи? Каким будет эффект от подобной ежедневной гимнастики? Проверим?
Вызов себе — изучение новых изобразительных техник
Думаю, каждому знакомо неуютное состояние, когда сталкиваешься с неизвестным. За плечами могут быть годы рисунка, живописи и работы в профессии, но внезапно мы начинаем чувствовать себя неуверенными новичками, а порою и круглыми дураками только потому, что погружаемся в новую, неизвестную технологию или метод. Продиктованы эти ощущения страхами: вдруг не получится, куда я лезу, зачем мне это надо, какая от этого польза?
Начинать новое — страшно, но та-а-ак интересно! — Источник
Эволюционно чувство страха отвечает за сохранение особи и блокирует мыслительные процессы. Человек вынужден действовать на уровне инстинктов, не отвлекаясь на философию. Наша задача в том, чтобы уговорить мозг перестать бояться. Новые изобразительные техники помогают обогатить опыт, расширяют горизонт и укрепляют уверенность в собственных способностях.
Например, многие начинающие думают, что писать маслом — слишком сложно. На деле же разница работы акварелью и маслом минимальна, а преимуществ в разы больше. Там, где в акварели пользуются водой, в работе маслом её заменяет терпентин или смесь с льняным маслом. Важно знать основные правила нанесения материалов и поведение базовых пигментов и медиумов при высыхании — другими словами, соблюдать технологию. Её можно вполне легко и методично изучить. Когда люди понимают, что ничего страшного в живописи маслом нет, но есть практически безграничный спектр возможностей — улетучивается и парализующее «я никогда так не смогу». Сможете!
Общение с единомышленниками
Многие художники по природе своей интроверты. Ведь основную часть жизни мы проводим в одиночестве — в ателье, мастерской или за рисовальным столом. С людьми всегда сложно. Здесь и страх раскрыть добытые потом и кровью находки. И страх, что кто-то переймет выработанную нами палитру, манеру рисунка или идеи. А может станет самоутверждаться за ваш счёт, укреплять собственную позицию и топить ваш авторитет. Негатив случается.
Однако тот, кто жадничает и слишком боится конкуренции, остаётся у разбитого корыта. Творческому человеку жизненно необходим обмен мнениями и опытом. Например, несколько лет назад одна знакомая художница рассказала мне о технике создания фонов для пастели с помощью меловой грунтовки гессо. Я знала этот метод, но использовала грунтовку весьма ограниченно — для корректур и красивых поверхностей в скетчбуках. Идея, что гессо можно использовать куда шире, расширила мой горизонт. Я в свою очередь поделилась со знакомой своей мыслью, что для подкраски гессо и создания цветных фонов не обязательно использовать раствор золы, как это делала она. Мел в гессо прекрасно сочетается и с тушью, и с акварелью, и с акрилом, и с темперой. Таким образом мы дополнили технологию друг друга, что привело к новому витку в творчестве обеих. Если бы каждый сидел и чахнул над своим златом в закрытой каморке, подобный виток заставил бы себя долго ждать.
Попить кофейку и обменяться опытом — бесценно. — Источник
С единомышленником куда приятнее выйти на городской скетчинг и зависнуть за чашкой кофе в красивом кафе. Стоит ли лишать себя радости общения и обмена из страха оказаться в дураках? Особенно при таком колоссальном вдохновительном эффекте.
Арт-букинг
Думаю, многие сталкивались с тем, что авторы книг ведут так называемые дневники наблюдения. Там они записывают всё, что может послужить опорой при описании будущих персонажей: поведение, особенности характера или внешнего вида. Для художников подобными блокнотами являются арт-буки. Подробно эта тема раскрыта в моей книге «Разреши себе творить», как и в книге «Рисуй каждый день». Коротко можно ограничиться следующим посланием.
Разреши себе творить
Художественный дневник — личный источник вдохновения. — Разворот из книги «Рисуй каждый день». Источник
В одном вы можете клеить коллажи, подбирая вырезки из журналов по цвету и композиции — просто медитировать. В другом — записывать мысли и иллюстрировать их. Экспериментировать с цветом, материалами и техникой. Вести путевые дневники, ежедневные графические заметки, фиксировать и зарисовывать идеи, копировать картины в музеях и многое другое. Всё это будет вашей кладовой сознания, пространством для экспериментов и сильнейшим импульсом к творчеству. Крокодил не ловится, не растёт кокос? Открывайте арт-бук с коллажами и дерзайте. Удивитесь, как быстро к вам прилетит Муза!
Тайм-менеджмент
Сильнейшим источником вдохновения является чётко спланированный рабочий день. Когда на создание рабочего материала, иллюстрации или картины у вас есть только небольшой отрезок времени, нужно садиться и работать. А аппетит, как известно, приходит во время еды.
Составьте план действий и придерживайтесь его ежедневно. Как только вы начнёте давать себе поблажки и разрешать лежать на диване вместо работы, приступать к творчеству будет день ото дня сложнее. Вы будете отодвигать начало работы и находить тысячи причин, почему у вас что-то не получится или чего ещё недостаёт для счастья: новых карандашей, бумаги, холстов или времени. Будете даже кивать на Музу, что она улетела и, в отличие от Карлсона, вернуться не обещала.
Добиться результатов может только тот, кто действует, причём ежедневно. Поэтому распишите по часам свой день и, вопреки силе внутреннего сопротивления, придерживайтесь своего плана: садитесь и работайте!
Обложка поста — unsplash.com.