Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
10 начал для любого текста, или Как преодолеть страх чистого листа
26 августа 2019 10 813 просмотров

Артем Никитин
Артем Никитин

Один мой преподаватель-журналист писал статьи только на черновиках, на обратной стороне. Иначе он не мог начать текст: чистый лист пугал своей белизной и не давал сформулировать мысль. Тогда я впервые столкнулся со страхом начинать.

Через годы я снова встретился с этим страхом в Школе ТВ, у своих учеников. Некоторые могли писать только после творческого толчка, первого заряда, подсказки, которую приходилось давать мне. Но я же знал, что не могу быть с ними всегда! Мне понадобилось придумать для них универсальный инструмент. Тогда и родились эти 10 приемов, с которых можно начать любой текст.

Давайте прямо сейчас попробуем вместе начать статью… про пользу раннего пробуждения, например.

 

Факт

(«Дельфины никогда не спят. Спят только их полушария мозга. Попеременно»)

Если факт у вас только один — начинайте с него. Так делают сильные люди: правда в лицо — и будь что будет. Читатель порадуется, что вы не водите его вокруг да около. Если у вас россыпь фактов, выбирайте самый убойный — ведь это старт: дадите слабину в начале — и никто не будет читать дальше.

 

Образ, сравнение, ассоциация

(«Раннее утро — как начало новой жизни: все еще возможно, все нетронуто и прекрасно…»)

Начало для романтиков, так нередко начинаются романы или сентиментальные разговоры. Здесь надо отпустить чувства и фантазии, включить ассоциативные связи, вспомнить прочитанные книги и любимые фильмы… Представить себя поэтом в длинном шарфе…

 

Отсебятина

(«Я обожаю просыпаться рано…»)

Отсебятину обычно понимают как нечто отрицательное, но здесь совсем другое дело. Вы автор, и вполне можете начать от себя, от своего мнения, чувства, ощущения, привычки, настроения и далее, что вам придет в голову. Это делает текст «теплым», персонализирует послание. В нашу эпоху персональных брендов «отсебятина» — один из самых популярных вариантов.


Источник.

Вопрос

(«В каком настроении вы просыпаетесь по утрам?»)

Вопрос заставляет читателя (равно как слушателя и зрителя) невольно посмотреть вглубь себя самого. Это вовлекает его в тему, делает ее ближе. Только постарайтесь придумать вопрос оригинальный, на который действительно интересно ответить!

 

Деталь

(«Ее красные губы не давали мне покоя… Возможно, меня влекло странное родство: это был цвет моих глаз после прошлой бессонной ночи»)

Умение подмечать то, что не замечают другие — уже половина хорошего писателя или журналиста. Яркая деталь моментально привлекает внимание. Чтобы найти ее, надо научиться анализировать, разбирать тему на запчасти. Среди них наверняка найдется что-то не вписывающееся в обычный ход вещей. Или наоборот — настолько типичное, что станет символом всего вашего повествования. Когда я работал в теленовостях, искал такие детали уже в процессе съемки — таким образом к моменту написания репортажа у меня всегда было готово начало или яркая точка.

 

История

(«Иван Иванович в этот день проснулся рано…»)

Модное движение в маркетинге под названием «сторителлинг» используют с древних времен, и это всегда работало. Легенды, сказки, притчи — все они основаны на именно на историях. Где взять историю?

  • из своей жизни
  • из литературы
  • расспросить друзей
  • найти в интернете
  • придумать

Вот и эту статью я начал с истории. Кстати, она не придумана!

 

Рассуждение

Этот прием стоит использовать, если ваша идея нова и остра. В обратном случае вы вызовете у читателя скуку и он откажется идти дальше, даже если впереди его ждут захватывающие факты, исследования и выводы. Главное правило увлекающего текста: выносите самое яркое (или намек на него) в начало. В сегодняшнем обилии информации человек делает вывод о тексте по первому абзацу, а иногда и предложению.

 

Шутка

(«Я переспал с этой мыслью, и наутро она от меня ушла. Не думал, что наши отношения будут столь молниеносными»)

С шуткой — похожая история: начинать с нее стоит тогда, когда она действительно смешная. Обычно начало задает тон всему тексту — и такой старт говорит о юмористическом тоне всего сочинения. Однако можно и работать на контрасте: веселое начало для серьезной темы. Иногда работает как отрезвляющий холодный душ.

 

Цитата

(«Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет», Зигмунд Фрейд)

Великие люди говорят кратко и ярко, в одной фразе порою может поместиться целая книга. Используйте это! Цитата дает вашему мнению опору на авторитет: вы уже не один, на вашей стороне гений. Впрочем, с гением в тексте можно и поспорить — и это тоже неплохой рычаг, чтобы перевернуть мир начать текст.
В интернете есть цитаты на все случаи жизни: разбитые по темам и авторам склады мудрости, которые только и ждут, когда вы зайдете.


Источник.

Цифра

(«Только 10% людей любят вставать рано…»)

Цифры привлекают взгляд — это факт. Посмотрите на обложки самых популярных журналов: в заголовках обязательно будет несколько чисел! А еще они лучше всего подкрепляют ваши мысли, создают для них логическую основу. Это может быть официальная статистика, ваше личное наблюдение, данные ученых, количество героев вашей истории… Все что угодно, это вам наверняка подтвердят авторы книг «50 оттенков серого», «Трое в лодке, не считая собаки», «Д’Артаньян и три мушкетера», «1984», «451 градус по Фаренгейту», «Три товарища», «Сто лет одиночества» и многих-многих других.

Как этим пользоваться?

Когда чувствуете творческий ступор — берите список и идите по нему сверху вниз, подбирая, какое начало цепляет вас лично, какое больше подходит к вашему тексту. Практикуйте это регулярно — и процесс автоматически заработает в вашей голове даже без списка. Уже в процессе сбора информации вы будете понимать, с чего начнете. Приемы подходят для любого текста: пост, роман, деловая презентация или даже… знакомство в метро. А если вы знаете с чего начать — дальше текст выстроится сам, как по струнке.

Сделал для вас шпаргалку. Ее можно скачать.

Тем, кто дочитал статью до конца — бонус: открою еще один секрет этих приемов. Они могут использоваться не только для начала, но и для продолжения, и для яркого финала. Если в вашем тексте будет хотя бы три-пять составляющих из этой статьи — он уже точно не будет серым и скучным.

А в вашем архиве есть какие-нибудь писательские приемчики? Поделитесь.

Обложка поста: unsplash.com.

Похожие статьи