Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Рецепт бестселлера, график креативности и 4 типа сюжетов по Курту Воннегуту
4 июля 2019 8 633 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Если вы хотите стать успешным писателем, вам нужно завоевать любовь читателей. А людям, как показывают научные исследования, не нравится что-то абсолютно незнакомое. Возьмите любой бестселлер. Это всегда сочетание привычного и нового.

Аллен Ганнетт, автор книги «Гений бизнеса», уверен: успех в творчестве связан не с разрывом шаблонов, как принято считать. Наоборот, магия происходит тогда, когда мы следуем им, но в то же время добавляем в нужной пропорции «бонус новизны».

Покупая книгу определенного жанра, читатели ожидают встретить в ней привычные элементы. Не бывает вестернов без злодеев и шерифов. И без лошадей. Не будет тайны без трупа и без того, чтобы кто-то пытался ее раскрыть. Трудно представить любовный роман без «жили долго и счастливо» (по крайней мере, какое-то время).

Эти рамки обеспечивают и автору, и публике комфорт от наличия знакомого параметра. В искусстве есть формулы. Следуя им, вы повышаете свои шансы на массовое признание.


Гений бизнеса

Схемы сюжетов по Воннегуту

Курт Воннегут написал четырнадцать романов, и один из них — «Бойня номер пять» — обессмертил его имя в анналах американской литературы. Но несмотря на все достижения, своим «величайшим вкладом» в литературу он считал не опубликованную книгу или рассказ, а не принятую к защите диссертацию.

Воннегут учился на антропологическом факультете Чикагского университета. Но антропологию, к несчастью, терпеть не мог. Невзирая на неприязнь к выбранной специальности, свою диссертацию Воннегут считал блестящей.

В колледже он увлекся визуализацией сюжетов. И в дипломной работе выдвинул предположение, что любой сюжет можно представить в виде системы координат, где на вертикальной оси будут положительные и отрицательные эмоции, а на горизонтальной — время.

Он упоминал об этих понятиях в лекции, которая была переиздана в его сборнике эссе «Человек без родины».

На координатной плоскости он нарисовал эмоциональные графики известных произведений. И по ходу описал четыре типа сюжетов.

Сначала он взялся за тип «человек в беде».

«Человека в беде» Воннегут назвал самым популярным сюжетом. Как он выразился на лекции: «Сейчас я дам вам совет по маркетингу. Тем, кому по средствам покупать книги и журналы и ходить в кино, неинтересно знать о бедных и больных, поэтому начинайте сюжет тут [показывает на верхнюю часть вертикальной оси]. Он очень популярный. Люди его любят, и он не охраняется авторским правом».

Сюжет «человека в беде» не так прост, как кажется. Как отметил Воннегут: «На самом деле не обязательно вести речь о человеке или о беде. Некто сталкивается с трудностями и преодолевает их [пунктирная линия]. Конец графика неслучайно лежит выше начала. Это нравится читателю».

Второй сюжет Воннегута — «мальчик встречает девочку». Похоже на любовный роман, но Воннегут смотрит шире: «Речь не обязательно о мальчике, который встретил девочку [начинает рисовать график]. А вот о чем: некто вполне заурядный в самый обычный день встречает кого-то идеального: „О боже, какая удача!“… [ведет график вниз] „Вот черт!“… [снова ведет график вверх] И обратно».

Нас ждут еще два сюжета. График «Золушки» поднимается, опускается и снова поднимается до точки абсолютного счастья. И подобные сюжетные повороты свойственны не примитивному чтиву, а классическим произведениям, таким как «Джен Эйр», «Большие надежды» и собственно «Золушка» — это жизнеутверждающие истории, в которых сбываются все мечты главных героев.

Последний тип сюжета, по Воннегуту, это «Кафка». Он самый печальный.

Здесь персонаж, по словам Воннегута, «молодой человек, весьма непривлекательный и не слишком обаятельный. У него плохие отношения с родственниками, и он часто меняет работу, одна другой хуже. Он мало зарабатывает и не может сводить девушку на танцы или сходить с другом выпить пива. Однажды, проснувшись, он понимает, что превратился в таракана [рисует линию вниз со знаком бесконечности в конце]. Это пессимистичный сюжет».

А что скажет искусственный интеллект?

В 1985 году Воннегут поведал о своих идеях на лекции, запись которой позднее стала вирусной на YouTube. Много лет спустя на нее наткнулся ученый, и его посетила мысль: возможно ли загрузить сюжеты в компьютер? Можно ли доказать, что их элементы повторяются?

Ученый собрал команду экспертов по сентимент-анализу, статистике и компьютерным наукам. Обосновавшись в Вермонтском университете, они решили использовать новейшие инструменты анализа данных для выявления закономерностей в эмоциональных составляющих сюжетных линий.

С этой целью ученые скачали романы с онлайн-ресурса, где показывалось количество загрузок, то есть было понятно, какие произведения самые популярные. Затем полный текст книг пропускали через несколько аналитических процессов с премудрыми названиями («сингулярное разложение матрицы», «агломеративные методы кластеризации» и «самоорганизующиеся карты»).

С помощью алгоритма, определяющего, позитивной или негативной в эмоциональном смысле является та или иная часть книги, ученые подтвердили догадку Воннегута (с той только разницей, что они насчитали шесть сюжетов).

Изображение: Andrew J. Reagan / ArXiv.org

Вот названия этих сюжетов: «из грязи в князи» — «трагедия», «падение и взлет» — «Икар», «Золушка» — «Эдип». Если смотреть на их графики, то они разобьются на пары, в каждой из которых график одного сюжета будет перевернутым отображением графика второго.

Ученые не только доказали, что действительно есть стандартные типы сюжетов, но и выяснили, что одни популярнее других. Согласно полученным данным, всех превзошел не кто иной, как «человек в беде» (aka «падение и взлет»).

График креативности

Большинство считает необходимым условием популярности радикально новаторские идеи. Проблема в том, что они могут быть несвоевременными. Слишком новыми, слишком необычными и недостаточно знакомыми. И тогда писатель останется без читателей.

В лучшем случае вы повторите судьбу Германа Мелвилла, автора «Моби Дика», который опередил свое время на несколько десятков лет. Слава пришла к нему только после смерти.

Здесь есть противоречие: читатель тянется к привычному, но ведь именно новизна подогревает интерес.

И что же в таком случае делать писателю? Основатель маркетинговой аналитической фирмы TrackMaven Аллен Ганнетт отвечает: искать золотую середину!

Оказывается, тяга человека одновременно к привычному и новому распределяется по колоколообразной кривой. Аллен называет это графиком креативности.

Предлагая аудитории что-то совершенно новое, вы уходите влево. Останавливаясь на чем-то слишком знакомом и привычном, сдвигаетесь вправо.

В литературном творчестве, как и в любом другом, нужно искать баланс. И здесь вам пригодится знание типичных сюжетных схем. Чтобы угадать нужный уровень новизны, надо в той или иной степени следовать шаблонам.

Больше о креативности и творческом процессе — в книге «Гений бизнеса»

Обложка поста отсюда

Похожие статьи