Евгения Письменная, автор книги «По большому счету»
Тук-тук, тук-тук.
При падении спелые вишни глухо ударялись о дно пластмассового ведра. Когда джеклондоновский Мартин Иден голосом Владимира Высоцкого признавался в любви красавице Руфь, я даже прекратила срывать ягоды, застыла, сидя на стремянке. Из маленького радиоприемника «Вега», который лежал в траве, вырывались такие страсти, что я то и дело останавливала процесс сбора ягод. Просто их ела.
Когда я была подростком, я не очень любила ездить на дачу и старалась ускользнуть от садовых хлопот. Но сбор ягод был моей обязанностью, ведь надо было взбираться на дерево. Бабушка меня убеждала, что ей по деревьям лазать уже не возрасту. А я — молодая и прыткая — должна помогать. К тому же, у нее был железобетонный аргумент: ягоды — чистые витамины, и мне перед новым учебным годом надо ими наесться. Приходилось лезть на дерево. Хотя, если честно, я предпочитала заниматься другим: уединиться где-нибудь в доме с очередной увлекательной книгой.
— Возьми, — дедушка протянул мне свой приемник «Вега», — Там часто крутят радиоспектакли. Скучно не будет.
Он оказался прав. Сбор ягод стал моим любимым делом. Я оставалась один на один с героями радиоспектаклей, где происходило всякое: приключения, любовь, убийства, дружба и предательство. Дело пошло. Я поставляла бабушке на варенье килограммы вишен. Потом приступила к колючему крыжовнику. И, в конце-концов, согласилась на нелюбимую облепиху, которую было очень трудно собирать. Прошло уже много лет, но героев этих дачных радиоспектаклей помню до сих пор.
Когда издатель предложил мне записать аудиокнигу «По большому счету», я сразу вспомнила семейные дачные будни из детства: я — на дереве с приемником, бабушка полет грядки, а дед на печке готовит свою знаменитую сливную кашу — странное, но безумно вкусное блюдо из пшена, картошки и сала.
Я в студии со звукорежиссером Алексеем Черемухиным.
Аудиокнига для меня — это запах ягод и зноя, липкие пальцы и стрекот кузнечиков. И не удивительно, что я согласилась записать свою книгу, хотя и не делала этого никогда ранее. Конечно, я понимала, что не смогу прочитать так, как делают это профессиональные актеры. Но любопытство взяло вверх. Захотелось узнать, где рождаются аудиокниги и радиоспектакли — эти миры, которые остаются с тобой навсегда.
Продюсерский центр «Вимбо», где я записывала книгу, тоже мир — маленький и уютный. Много улыбок и ненавязчивая болтовня в комнате отдыха. На стенах причудливые картины художника Юлии Стоцкой. Вот две дамы пьют вино за шахматной доской, а вот Синий Бог сидит в медной ванне и Икар упал прямо в окно. А потом «бам» — и сидишь в темной глухой комнате и читаешь, читаешь, читаешь.
Картина Юлии Стоцкой.
Спасибо звукорежисеру Алексею Черемухину, который терпиливо учил меня читать. Не так как я привыкла: залпом и торопясь, а медленно, распределяя дыхание. «Вы не себе читаете, я — ваша большая аудитория», — говорил он. И я представляла, что я не в маленькой темной студии, где слышит меня только Алексей, а в большом-большом зале, где сидят все мои читатели.
По большому счету
Я постаралась прочитать так, чтобы вам, дорогие читатели, было интересно. Так же интересно слушать, как мне было интересно писать и читать свою книгу. И, может быть, какая-нибудь девушка, закачает мою аудиокнигу в свой телефон, и, надев наушники, полезет на дерево собирать ягоды.
Обложка поста: unsplash.