в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Творчество
Как вжиться в роль. Оттачиваем актерское мастерство
13 июня 1 707 просмотров
Творчество
Как вжиться в роль. Оттачиваем актерское мастерство
13 июня 1 707 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

В книге «Игра как жизнь» известный театральный педагог Ута Хаген делится накопленным за долгие годы опытом, дает много ценных советов начинающим актерам, приводит примеры из собственной практики и предлагает ряд полезных упражнений.

Как добиться естественности эмоций и правдоподобия поведения? Как удержать внимание зрителя? Как наполнить каждое действие смыслом? Хаген рассказывает об этих и других тонкостях сценического искусства.

Выбрали для вас несколько интересных отрывков о погружении в роль.

Два взгляда на актерское мастерство



Игра как жизнь

Сара Бернар и Элеонора Дузе — две великие актрисы, которые жили и выступали в одно время, но актерское искусство воспринимали по-разному.

Сара Бернар — яркая, пылкая, эксцентричная — отражала свою эпоху. Дузе на сцене оставалась прежде всего человеком.

Манеры Бернар сегодня вызывают улыбку. Игра Дузе до сих пор трогает до глубины души, она неподвластна веяниям моды и будет актуальной всегда.


Сара Бернар. Источник

Их игра воплощает два взгляда на актерское мастерство, споры вокруг которых не угасают веками. Итак, один подход — изображающий (Бернар), второй — переживающий (Дузе).

В первом случае актер следует за персонажем, сознательно подражая ему. Во втором — пытается выразить чувства героя через понимание себя и своей роли.

Изображающий метод заставляет актера придерживаться объективного взгляда на персонажа, а переживающий — побуждает к слиянию с образом и проживанию его на сцене через свой субъективный опыт.


Элеонора Дузе. Источник

Однажды после спектакля, имевшего оглушительный успех у зрителей, французский актер XIX века Коклен собрал своих партнеров по сцене и сказал: «Сегодня во время представления я по-настоящему плакал. Я прошу прощения. Этого более не повторится». Его подход был определенно изображающим.

Коклен осуждал подлинные чувства на сцене. Лично я считаю, что изображать персонажа без погружения в его психологию даже при отточенной технике значит возводить стену между зрительным залом и актером.

Зритель может кричать «Браво!» и аплодировать стоя, но точно так же он аплодирует акробату или канатоходцу. Он лишь отдает дань внешнему мастерству, но эмпатия, сострадание, эмоциональная атмосфера в этом случае неизбежно пропадают.

Думаю, теперь вы понимаете, на чьей я стороне: определенно, мои симпатии принадлежат Дузе.

Знакомство с самим собой

Предположим, мы согласились с тем, что актер должен проникнуться образом, а не просто изображать его. В этом случае перед нами встает вопрос: «С чего же начать?»

Во-первых, нужно изучить себя. Понять характер, особенности своей личности, чтобы в дальнейшем использовать их при воплощении сценических образов.

Возможно, сейчас вы убеждены, что нельзя сыграть персонажа, который не соответствует вашему характеру и убеждениям, а можно лишь изобразить его. Но если вы достаточно глубоко погрузитесь в свой внутренний мир, то вам будет гораздо проще отождествиться с самыми разными героями.

Вы можете обнаружить в себе неиссякаемый источник, способный оживить множество литературных персонажей. Внутри вас «существует» огромное количество людей, которые проявляются в зависимости от происходящих событий, отношений с окружающими, от того, чего вам хочется или что вами движет в этот момент.


В жизни вы без подготовки играете множество ролей. Источник

Представьте себя на вечеринке, организованной для продюсеров и режиссеров, каждый из которых мог бы дать вам работу. А теперь вообразите, что вы сидите в кругу близких друзей, похрустывая солеными крендельками и запивая их вином, — ваши манеры и эмоции радикально изменятся. И уж, конечно, совершенно иначе вы поведете себя на детском празднике или в гостях у родителей. Каждый раз это будете вы, но совсем другой.

Постоянные изменения вызваны различными обстоятельствами — тем, хорошо или плохо вы спали ночью, холодно на улице или жарко, собраны вы или рассеянны. Даже такая элементарная вещь, как одежда, может превратить вас в старика или юношу, разгильдяя или образец элегантности, сноба или тихоню — и заставить вести себя соответствующим образом.

Мы должны осознавать и принимать все грани себя, даже не слишком приятные: робость, эгоизм, жадность, зависть, трусость, безответственность, глупость и прочее. Только тогда мы сумеем понять внутренний мир других людей.

Замещение

Одной молодой актрисе трудно давалась роль Мануэлы в «Девушках в униформе». Особенно момент, когда фройляйн фон Бернбург, учительница, которую девушка боготворит, заметив ее изношенную сорочку, произносит: «Так не пойдет!» Мануэла чувствует глубочайший стыд.

Актрисе никак не удавалось придать драматизма этому эпизоду. Ни предмет одежды, ни партнерша, исполнявшая роль учительницы, не обладали для нее достаточной значимостью.

Совершенно случайно мне удалось найти стимулирующую «замену»: «Что, если бы в руки Линн Фонтэнн попало ваше грязное нижнее белье и она протянула его вам?» — предположила я. Молодая актриса залилась краской, выхватила сорочку у фройляйн фон Бернбург и в панике спрятала ее за спиной.

Многие из вас, безусловно, знакомы с этой техникой и применяли ее в случаях, когда материал пьесы терял свое эмоциональное значение. Однако, говоря о замещении, я имею в виду нечто большее — возможность использовать его в каждом элементе домашней работы, на каждой репетиции, в каждом акте.

Лично я использую эту технику, чтобы в буквальном смысле убедить себя в реальности происходящего, оживить время, место, окружение и обстоятельства жизни моего персонажа, поверить в отношения моей героини с другими и действовать естественно и спонтанно.


Ута Хаген в роли Дездемоны. Источник

Каждый этап работы над ролью, каждая деталь пьесы требует привлечения множества замен, источником которых служит жизненный опыт.

Позвольте привести еще пару примеров. Предположим, мне предстоит сыграть Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание“». Для воплощения этого образа необходимо найти что-то, что поможет понять характер героини: перфекционизм; романтическую потребность в красоте, нежности, мягкости и элегантности; желание быть любимой и защищенной; обостренную чувствительность и так далее.

Я могу вспомнить вечер, когда, собираясь в оперу, принимала ванну с маслами, втирала в кожу ароматный крем, укладывала волосы, наносила макияж, стремясь скрыть морщинки, подчеркнуть глаза и выглядеть моложе своих лет.

Или как я часами выбирала шелковое платье и потратила целый день на подготовку званого ужина, расстилая свежую накрахмаленную скатерть, расставляя сияющий хрусталь и раскладывая начищенное столовое серебро среди изысканных цветов.

Я могу вспомнить, как рыдала над стихотворениями Рильке, Донна или Браунинга, как дрожала от звуков камерной музыки Шуберта. В такие моменты я чувствую внутреннюю связь с Бланш Дюбуа.

А теперь представим финальную сцену между Отелло и Дездемоной. Актриса может пожаловаться, что ей сложно изобразить испуг, так как никто никогда не пытался ее задушить.

Если бы я была Дездемоной, то в этой сцене боролась бы с предчувствием катастрофы и нарастающим ужасом в надежде избежать страшной участи. Как бы странно это ни звучало, но я бы оживила в памяти чувства, которые испытывала в приемном покое больницы, когда готовилась к операции, или даже ощущения в кабинете стоматолога перед удалением зуба.

Это не значит, что во время спектакля нужно непременно представлять себя в зубоврачебном кресле. Обращаясь к личному опыту, вы должны сконцентрироваться на сути ощущений, а не самих обстоятельствах.

Биография героя

О… Вот бы побыть Гамлетом! Ах… Вот бы побыть Джульеттой! Побыть бы святой Иоанной, Элизой Дулиттл или Генри Хиггинсом! Но если вы хотите быть кем-то, вам нужно узнать, что вы за человек и как им стали.


Внимательно изучив пьесу, вы должны собрать факты о родителях, воспитании, образовании, здоровье, друзьях, интересах героя. Источник

Сталкиваясь со своей героиней, я прежде всего должна спросить себя: «Кто я?» Моя цель в том, чтобы обрести новые корни, чтобы сделать все грани «своей» жизни до начала пьесы как можно более реальными и конкретными. Я должна знать о «себе» практически все.

Когда я работала над ролью Джорджи Элджин в пьесе Клиффорда Одетса «Деревенская девушка», я штудировала текст в поисках любых деталей.

Я, Джорджи, родилась в Хартфорде, штат Коннектикут, около тридцати лет назад, в семье среднего достатка. Мои родители гордились тем, что я училась в частных школах.

Из пьесы я узнала, что моя мать была амбициозной женщиной, увлекалась садоводством и вела себя довольно холодно, поэтому я сознательно отвергала все, что она считала важным. Мой отец был видным артистом, иллюзионистом и почти мифическим персонажем для меня, постоянно отсутствовавшим из-за гастролей. Я восхищалась им и его тягой к свободе.

В молодости я вышла замуж за известного актера, намного старше себя. Наш брак был вполне благополучным, пока пристрастие мужа к алкоголю не переросло в болезнь. Наш ребенок умер в детстве. Его смерть стала для мужа еще одним оправданием пьянству, и мы оба ступили на скользкую дорожку.

Муж все больше привязывался ко мне, а я все больше буксовала. У меня не было друзей, я замкнулась, отстранилась от мира и нашла пристанище в книгах.

Вот то немногое, что я могу узнать о своем прошлом из самой пьесы. Но, прежде чем все эти детали пойдут в работу, нужно отшлифовать их вопросами и ответами.

Не из-за любви ли к отцу я вышла замуж за человека старше меня, который к тому же артист? Повлияли ли амбиции моей матери на мой бунт против общественных устоев и нетерпимость к фальши? Когда алкоголизм мужа лег на мои плечи невыносимым грузом? Насколько остро я ощущаю потерю ребенка в данный момент? Кого я обвиняю в случившемся?

Ответы имеют значение только для меня. У каждой актрисы, занятой в роли Джорджи, они будут разными, так же как и замещения, из них вытекающие.

При работе над ролью похожие вопросы должен задавать себе каждый актер. Нужно находить их, как и ответы на них, в самой пьесе, отождествляя себя с героем.

Погружение в эпоху

Что, если вам надо отождествить себя с персонажем, жившим в конкретной стране в определенную историческую эпоху?

Похожие на выдумку исторические факты могут воплотиться в реальность, если вам, например, повезет провести лето в средневековом замке на берегу Рейна.

Если у вас нет возможности поехать за границу, чтобы проникнуться духом прошлого, вы можете читать биографии и исторические романы, пока не поверите, что жили в этих комнатах, встречались с этими людьми, ели ту же пищу, что и они, спали в невероятных кроватях под балдахинами, танцевали, участвовали в рыцарских турнирах и сражались.

Сходите в музей, изучите традиции, обычаи и правила поведения того времени и места, социальную и политическую обстановку, архитектуру и домашний уклад, тенденции в интерьере и моде.


Вы должны как можно полнее представлять время, чтобы уже на сцене полностью погрузиться в конкретную эпоху. Источник

Когда соберете информацию, извлеките вашего героя из пьесы и поместите в обычные обстоятельства. Вы должны убедиться, что он ест, спит, моется, одевается, ходит. Возьмем Брута, готовящегося к собранию сената. Даже если вы смогли поверить только в то, что часто носите тогу, это уже огромное достижение.

Я не говорю, что нужно арендовать или шить точные костюмы и покупать мебель той эпохи. Отчасти погружение в конкретное время подразумевает, что вы будете использовать какие-то имеющиеся под рукой предметы или элементы одежды, сходные по форме или текстуре, пока они не станут по-настоящему вашими.

Крайне важно, чтобы вы осознали: меняются обычаи, архитектура, мода, общественные нормы, политика, но то, как люди дышат, спят, едят, любят и ненавидят, остается прежним.

Стать отрицательным героем

Идентифицироваться с отрицательным персонажем произведения куда сложнее, чем с положительным. Часто актеры совершают ошибку и начинают изображать «злодея», вместо того чтобы играть живого человека.

Помните, вы должны оправдывать своего героя, а не осуждать его. В противном случае вас ждет одна из двух ловушек. Вы либо будете смягчать своего персонажа, делая его более сентиментальным, как бы извиняясь и говоря, что «вы не такой», либо ударитесь в стереотипные действия, кричащие: «Посмотрите, какой я злодей».

Чтобы убедительно сыграть отрицательного персонажа и правильно выстроить отношения с главным героем, нужно больше знать «о себе» и чуть меньше об остальных.

Скажем, вы играете мать в пьесе «Взгляни на дом свой, ангел» и должны избавиться от возлюбленной сына, привязать его к своему фартуку и наплевать на его чувствительность и тягу к творчеству. Не нужно проникаться его проблемами. Вместо этого подумайте, чего хотите «вы».

Именно «вам» приходится работать минимум по двенадцать часов в день, чтобы у него была крыша над головой, и попутно решать еще множество проблем. Эта девушка старше него, она более опытная и может заманить его в ловушку. А «ваш» мальчик так молод, так непрактичен.

Когда «вы» поймете все это, сможете обвинять его, придираться к нему или указывать, что делать, без осуждения «себя», имея достаточно оснований и оправданий «своим» действиям.

Больше полезных советов и упражнений, которые помогут вам отточить актерское мастерство, — в книге «Игра как жизнь»

Обложка поста отсюда

Рубрика
Творчество

Похожие статьи