Мы используем приемы дизайн-мышления каждый день: на работе и дома. Каждый день мы решаем, что Подать к обеду, что надеть на работу и ищем решение всевозможных задач. Выбрали несколько приемов из нашей новинки «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори». С их помощью можно создать что-то необыкновенное и инновационное. Попробуйте сами.
Пять «Почему»
Метод «Почему?» помогает раскрыть истинную причину поверхностно сформулированной задачи. Используя этот метод, вы снова и снова задаете вопрос «Почему?», чтобы глубже проникнуть в суть проблемы.
Упражнение. Вам понадобятся: ручка, бумага. В этом упражнении вы протестируете метод пяти «Почему?» и сформулируете задачу, используя полученную вами информацию.
1. Выберите изначальную постановку задачи и запишите ее в шаблоне в строке «Задача». Например: большинство жителей бедных районов делают покупки возле дома. Как сети супермаркетов убедить их делать покупки вновом магазине, а не в ближайшем?
(1 минута)
2. Спросите себя, почему существует эта проблема, и запишите ваш ответ впервой ячейке. Ответы должны быть длиннее одного слова, чтобы у вас было достаточно деталей для дальнейших вопросов. Например: люди выбрали ближайший супермаркет, потому что он находится по дороге с работы домой.
(3 минуты)
3. Задайте вопрос «Почему?» во второй раз. Запишите ваш ответ во второй ячейке. Например: им нравится, что каждый вечер можно легко выбрать, что купить.
(3 минуты)
4. Задайте вопрос «Почему?» в третий раз. Запишите ваш ответ в третьей ячейке.
Например: иногда идея пригласить друзей в гости возникает неожиданно.
(3 минуты)
5. Задайте вопрос «Почему?» в четвертый раз. Запишите ваш ответ в четвертой ячейке. Например: изменение планов в последнюю минуту может привести к тому, что запасы в холодильнике испортятся, и их придется выкинуть.
(3 минуты)
6. Задайте вопрос «Почему?» в пятый раз. Запишите ваш ответ в пятой ячейке. Например: выкидывать продукты вредно и для кошелька, и для окружающей среды.
(3 минуты)
7. Когда вы почувствуете, что добрались до корня проблемы, подробно опишите ваше открытие и предложите какие-либо возможные решения. Например: разработать услугу для жителей бедных районов, которая избавит их от необходимости пользоваться ближайшими супермаркетами, потому что предложит варианты, учитывающие потребности и график покупателей.
(25 минут)
Дизайн-метафоры
Метафора — это переносное значение, основанное на уподоблении одного предмета или действия другому. Метафоры в дизайне используют, чтобы описывать знакомые явления вокруг нас. помогают найти необычное решение. Далеко идущие аналогии способны заронить искры новых идей. Классический пример — метафора рабочего стола в вашем ноутбуке. Как и на обычном столе, документы лежат в папках.
Упражнение. Вам понадобятся: партнер, ручка, карандаш, бумага. В этом упражнении вы исследуете проблемную область с помощью нескольких метафор.
1. Выберите две кардинально различающиеся метафоры. Каждая должна быть знакомой, но достаточно сложной, чтобы сгенерировать интересные точки зрения.
- Например: эстафета.
- Например: рой пчел.
(5 минут)
2. Запустите воображение, фокусируясь на первой метафоре.
— Расскажите историю метафоры. Поговорите о проблемной области. Например: если услуга доставки еды напоминает рой пчел, то команда рабочих пчел одновременно принимает заказы и доставляет их по адресам.
— Исследуйте концепцию. Например, «передача эстафетной палочки» может означать обмен между человеком, который доставляет еду, и человеком, который получает еду. Что если кто-то уронит палочку?
— Ищите новые значения. Метафоры предлагают новые значения для существующих концепций. Например, концепцию «передачи эстафетной палочки» можно интерпретировать скорее как символический жест, чем как физический обмен.
— Расширяйте предположения. Сделайте явным то, что метафора скрывает, и то, что она подчеркивает. Например, метафора роя пчел подчеркивает сотрудничество и параллельный подход к работе по созданию чего-либо.
— Определите неиспользованную часть метафоры. Например, что произойдет, если умрет пчелиная матка?
(20 минут)
3. Переключитесь на вторую метафору и повторите описанный процесс.
(20 минут)
4. Сравните то, что вы узнали из исследования проблемной области, используя две метафоры.
(5 минут)
5. Выберите одну из метафор как потенциальную модель для решения. Какие качества, функции и отношения метафоры вы используете? Набросайте черновик вашей концепции.
(10 минут)
6. Можете ли вы вывести метафору за пределы буквального применения? Обдумайте проясняющие вопросы, которые вы рассмотрели выше, чтобы сгенерировать новые, неожиданные или интересные интерпретации метафоры. Набросайте и подпишите второй черновик.
(10 минут)
Критический дизайн
Критический дизайн фокусируется на оценке существующих идей, а не на создании новых. Он дает полезную обратную связь быстро, регулярно и недорого. Позволяет людям развивать свои навыки предоставления конструктивной обратной связи. И тренирует устойчивость проектировщика, приучает его принимать критику его работы и соответственно улучшать ее качество.
Упражнение. Вам понадобятся: 2–10 человек, стикеры (три цвета), маркер. В этом упражнении вы будете критиковать работу дизайнера, используя три простых вводных утверждения. Вы научитесь доносить критические замечания уважительным и конструктивным способом.
1. Сделайте презентацию вашего проекта вашим коллегам.
(5–10 минут)
2. Во время презентации ваши коллеги записывают продолжение фразы «Я не знал, что…», дополняя ее тем, что они узнали из презентации, на синем стикере.
Например: «Я не знал, что большинство людей, которые проходят через это место, слушают музыку через наушники».
3. Во время презентации ваши коллеги придумывают продолжение фразы «Расскажите мне больше о…» и записывают что-нибудь, относящееся к презентации, о чем бы они хотели узнать больше, на желтом стикере.
Например: «Расскажите мне больше о том, что происходит, когда темнеет».
4. Пока вы выступаете, коллеги заканчивают предложение, начинающееся с «Думали ли вы о…», тем, чего, как им кажется, не хватает в работе (но могло бы быть полезным), на розовом стикере.
Например: «Не думали ли вы задать аналогичные вопросы подросткам?»
5. Когда вы даете обратную связь, помните следующие правила:
— Обратная связь должна фокусироваться на том, как/ почему представленное решение удовлетворяет или не удовлетворяет потребность пользователя.
— Критики должны при необходимости задавать уточняющие вопросы.
— Выступающие должны отвечать на вопросы, не занимая оборонительной позиции.
— Вы можете использовать такие выражения, как «мне нравится» и «мне не нравится», но старайтесь ссылаться на потребности пользователя.
— Не пытайтесь решать проблемы. Фокусируйтесь на анализе продемонстрированного решения, а не на предложении других подходов.
Отдайте итоговый набор стикеров коллегам, когда разбор закончится.
6. Прочитайте листки, которые вы получили, и обсудите любые вопросы, которые у вас возникли. Подумайте о ценности полученной обратной связи.
7. Поменяйтесь ролями со всеми по очереди, чтобы каждый смог выступить.
(5–10 минут на каждого члена команды)
Обложка отсюда