Часто начинающие иллюстраторы не знают с чего начать, куда пойти учиться, где повышать навыки, как не растерять вдохновение и найти компромисс с заказчиками. Точных ответов на все эти вопросы мы дать не можем, но с радостью поделимся с вами личным опытом Катерины Горелик.
По своему первому образованию Катя юрист. Но любовь к рисованию и иллюстрации в итоге взяла верх. Катерина окончила Британскую школу дизайна, а ее работу вы можете оценить по книгам «Курьер», «Соседи» и адвент-календарю «Новый год вот-вот». Права на ее книги уже проданы в Китай, так что сейчас Катю можно считать уже международным иллюстратором. 🙂
В небольшом интервью Катерина ответила на несколько вопросов о творчестве, работе и вдохновении.
— Где художнику искать вдохновение?
— Вдохновение — это спусковой курок художника. Ты что-то увидел, услышал или почувствовал и — БАХ! — сработал спусковой механизм, и ты уже пулей влетаешь в иллюстрацию. А то, что служит этим курком, зависит исключительно от конкретного художника: полистать книжки в магазине, порисовать каракули, сходить на выставку или мастер-класс… много чего!
— А в какие моменты вдохновение приходит к тебе?
— Ко мне большинство идей приходит, когда я могу утонуть в себе: лежу в ванне, гуляю по городу, укладываю спать дочку. Тогда я настраиваюсь на собственные мысли и начинаю продумывать развороты, сюжеты, героев для новых книг или проектов. А вообще, как правило, достаточно открыть инстаграм* или Behance, чтобы увидеть поток прекрасных работ. Смотришь на все это великолепие — и хочется немедленно отодвинуть чашку с кофе и бежать рисовать. Тут такие крутые вещи делаются, а я сижу кофе попиваю!
Разворот из книги «Курьер»
— Как найти собственный стиль?
— Я из тех людей, которые все время в поиске. Мне постоянно хочется пробовать новые визуальные решения и выходить за привычные рамки. Я предпочитаю подбирать индивидуальное решение каждому новому проекту, а не подгонять проект под удобную и привычную мне стилистику. Возможно это плохо для портфолио — нет спокойного для заказчика единообразия, но зато это поддерживает мой личный интерес к профессии, помогает двигаться и, надеюсь, расти.
— Получается, все твои книги и проекты отличаются друг от друга стилем, техникой?
— В каждой книге я стараюсь ставить перед собой какую-то задачу, чтобы, решив ее, выйти на какой-то новый для меня уровень. Например, в одной книге я хочу поработать с контуром, в другой — попробовать карандаш, а в вот тут я вижу чистый диджитал и цветовые плашки. А отсюда уже меняется и сюжетная линия, и композиция, и общая концепция всей работы.
Конечно при этом какие-то общие ходы и узнаваемые приемы все равно остаются (может это и есть элементы узнаваемого авторского стиля), но пока я придерживаюсь стилистического многообразия.
Иллюстрация из книги «Соседи»
— Легко ли подстроиться под желание клиента и сделать то, что ему хочется?
— Либо мне очень везло в заказчиками, либо я умею находить с ними компромиссы. Если к тебе пришли с конкретным заданием, то ты должен сделать так, чтобы заказчик в конечном итоге остался доволен. Он платит тебе деньги именно за то, чтобы результат радовал в первую очередь его. Если же ты понимаешь, что желание клиента идет вразрез с твоими этическими представлениями — не берись. Это, наверное, и есть предварительный фильтр. Если уже в самом начале ты не чувствуешь клиента, или сам заказ кажется не вполне понятным, то за такие проекты лучше и вообще не браться.
— Переживаешь ли ты, когда клиент просит внести изменения в твою работу?
— В последнее время я больше занимаюсь детской книгой. Сама выступаю и автором, и иллюстратором. То есть, в моем случае издатель видит книгу либо в полностью готовом виде, либо когда половина пути уже пройдена. Но и тогда издатель может попросить внести изменения. У издателя огромный опыт: он знает рынок, знает как продать книгу и какой она должна быть, чтобы удовлетворять потребности конкретной аудитории. В конечном итоге вы также заинтересованы в том, чтобы ваша книга хорошо продавалась и стала успешной. Поэтому я всегда внимательно обдумываю предложенные изменения. Нужно пережить первую реакцию отторжения «я автор, я так вижу» и взглянуть на правки под другим углом.
Иллюстрация из адвент-календаря
— Часто приходится с этим сталкиваться?
— Со мной это происходило практически в каждом случае, и в каждом случае это только делало книгу лучше. Например, в одной из моих книг герои были близнецами. А издатель наставивал на том, чтобы герои отличались друг от друга. Я проявила красноречие, привела аргументы и убедила издателя в том, что идея близнецов должна быть сохранена. Но, прожив с этой идей несколько дней, я попробовала сделать новые эскизы я поняла, что издатель прав, а книга от разных героев только выиграет. Я позвонила и сказала, что близнецы отменяются.
— Но ведь сложно смотреть на свою работу со стороны…
— Да, иногда ты настолько уже изварился в собственой каше, что перестаешь видеть некоторые важные моменты. И тут тоже взгляд со стороны бывает полезен. При работе над одной книгой я настолько усложнила некоторые развороты, что они стали выпадать из общей концепции, хотя сами по себе были вполне хороши. Издатель предложил их упростить. Для меня это было равносильно тому, что тебя попросили отрезать длинные косы, в которые ты очень долго вплетал красивые ленточки. Но когда я это сделала, то книга сразу обрела лаконичность и форму.
— Что делать, если правки, которые хочет внести заказчик, все-таки портят работу?
— Безусловно есть ситуации, когда свою идею необходимо отстаивать. И тут нужно уметь донести свою мысль и привести аргументы, которые убедительно докажут, что ты, как художник, в данном случае прав. То есть, с одной стороны, неплохо быть гибкой и восприимчивой, уметь фильтровать то, что сделает твою книгу лучше, а с другой — уметь проявить жесткость, чтобы защитить свое детище. Ну вот тут как раз мое юридическое прошлое мне очень помогает.
Иллюстрация из книги «Курьер»
— Нужно ли учиться иллюстрации и как развиваться в этом направлении?
— Учиться нужно, желательно постоянно. Я сейчас даже имею ввиду не первоначальное профильное образование, а скорее последующее поддержание собственной формы. На собственном опыте знаю, как здорово иногда вытолкнуть себя из привычной рутины и пойти чему-то поучиться. Пусть это будет какой-то короткий курс (благо их сейчас огромное количество), мастер-класс или даже серия лекций. Иногда это может быть даже что-то совсем не близкое к вашей непосредственной художественной специализации (каллиграфия, монотипия, вышивка, керамика).
Чаще всего просто смена фокуса и общение с коллегами, вооруженными разнообразным художественным арсеналом, дает колоссальный творческий импульс. Для меня это всегда как после долгой болезни выйти наконец в город, вдохнуть полную грудью свежего воздуха и ахнуть от того, какая вокруг, оказывается, кипит жизнь! Ну и, конечно, разнообразные профессиональные ярмарки и фестивали позволяют поддерживать профессиональный кругозор, быть в курсе тенденций, а лично во мне — пробуждают аппетит к работе.
*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана в России запрещенной экстремистской организацией