Творчество
Мастерская бестселлеров: создаем крутые тексты и покоряем литературные вершины
26 августа 2018 10 101 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Есть в жизни человека события, возле которых хочется поставить галочку. Например, «посетил 25 стран» — ✔️, «прыгнул с парашютом» — ✔️, «спел дуэтом с Бейонсе» — ✔️, «пожал руку Нилу Гейману» — ✔️. Где-то в этом списке у многих стоит строчка «написать роман». Грандиозная задача, которую вполне реально осуществить. Как?

Ответы — в книге «Создавая бестселлер» от Марты Олдерсон. Марта известна как Заклинательница сюжетов. Она расскажет, как написать глубокую, проникновенную историю и держать читателя в напряжении — с первой до последней буквы.


Создавая бестселлер

В вашей голове уже наверняка созрели сюжеты, которые так и просятся выйти на страницы гуглдока пухлого блокнота. Берите ручку и поехали: пора наколдовать текст с захватывающим содержанием, бьющимся сердцем и широкой душой.

Заклинательница сюжетов

Марта Олдерсон — настоящая «заклинательница сюжетов»: создатель многих пособий и курсов по писательству. Она рассказывает про приёмы, которые помогут сделать любую историю по-настоящему классной.

«Но чем эта книга отличается от миллиона других?» — спросите вы. А вот чем. Марта вводит два новых инструмента — сюжетную схему и эпизодную сетку. Показывает, как их применять, и разбирает на примерах текстов известных писателей — Марка Твена, Кормака МакКарти, Джека Лондона.


Написать хороший текст можно с помощью практических упражнений. Источник

Марта раскладывает большие тексты по кирпичикам, показывая, как устроена литература. В книге — много-много упражнений, а еще советы мастеров, отсылки к современной и классической прозе. Этот подход хорош не только для романов, но и для статей и постов-лонгридов.

Всё разложено по полочкам, будто в большом шкафу великого мастера. Остаётся только сесть и писать.

Умирает король

А теперь разберёмся с сюжетом. Возьмём фразу: «Умирает король. Умирает королева». Это два простых предложения. А вот «Умирает король. И королева умирает от тоски» — это уже настоящий сюжет.


Персонаж должен пережить эмоциональное развитие. Источник

Первый пример рассказывает читателю о том, что произошло. А вот во втором — мы видим причину, следствие и эмоциональное развитие персонажа: королева умирает, тоскуя по мужу. Здесь даже можно сделать вывод: любовь убивает.

Выполняя упражнения, вы научитесь работать с сюжетами в книгах, сценариях, статьях. И увидите, как текст обретает все более четкий фокус и глубину.

Писатель = жонглер

Как же правильно работать с сюжетом? Представьте, что у вас в руках три мячика. Первый — драматическое действие. Второй — эмоциональное развитие персонажа. А третий — главная идея. Когда один мяч (сюжетный уровень) опускается, напряжение в истории падает, поэтому надо подкинуть в воздух другой — и накал снова появится.


Узнали, что это? Это сюжетная схема к первым двум главам «Приключений Тома Сойера» Марка Твена

Отточить работу с сюжетом поможет практика. Когда вы освоите жонглирование тремя мячами, сможете добавлять что-то ещё: внутренний сюжет, второстепенных персонажей, исторический контекст.

Сможете жонглировать с закрытыми глазами, стоя на одной ноге.

Главная идея

Спустя месяцы после прочтения какой-нибудь книжки многие не могут припомнить, что там происходило. Но даже через годы читатель будет помнить главную мысль произведения.

Главная идея — некая умозрительная истина, которую предлагает история.

Вот примеры главных идей из известных произведений:

— Смелость всегда будет вознаграждена (Эрнест Хемингуэй, «Старик и море»).

— Человеческий дух способен выстоять даже в самых тяжелых испытаниях (Кен Кизи, «Полет над гнездом кукушки»).

— Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Великий Гэтсби»).


Главная идея — дух произведения. Например, «Старик и море» — это история о необыкновенной отваге. Источник

Подумайте про свою главную идею: что читатель должен понять после прочтения истории? Зачем вы пишете этот текст? Что хотите сказать? Помните: ваша книга должна приносить больше, чем простое удовольствие от чтения. В ней должна быть главная идея — это дух вашей истории.

Силы против героя

В хорошей истории герой куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы постоянно препятствуют ему. Эта энергия борьбы между протагонистом (главным героем) и антагонистом подпитывает книгу. Держит в напряжении.

Выбирайте антагониста и бесстрашно сталкивайте его с главным героем. Читатель будет доволен.


Борьба наполняет роман энергией. Источник

Стать хорошим писателем

Книга «Создавая бестселлер» поможет работать с любым текстом, где есть герои и события. Вы научитесь расставлять эпизоды по местам, выписывать колоритных персонажей, продумывать каждый шаг, чтобы история не теряла остроты и драйва.

Изложенные здесь мысли не правила. Это лишь указатели.

Прочитав эту книгу, вы узнаете много полезного:

  • Сколько страниц должно быть в вашем романе
  • Замысел «X + Y + Z»
  • Эпизод vs. пересказ
  • Почему нужно ставить персонажу подножки
  • Зачем нужна эпизодная сетка
  • Как использовать флэшбеки
  • Приложения с разбором известных произведений

Писательство дарит возможность транслировать идеи в мир, изучать под микроскопом свою жизнь и неустанно работать над собой. А заодно отыскать энергию — пламя, которое научит вас жечь глаголом. На всю катушку.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые крутые отрывки из книг, дополнительные скидки и участвовать в творческих челенджах.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи