в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Интересное
Кино Сидни Люмета: не развлекать, а пораскинуть мозгами
22 августа 1 078 просмотров
Интересное
Кино Сидни Люмета: не развлекать, а пораскинуть мозгами
22 августа 1 078 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Ликуйте, киноманы! У нас вышла книга великого режиссёра Сидни Люмета — «Как делается кино». Если это имя вам ни о чём не говорит, то наверняка скажут его фильмы: «Двенадцать разгневанных мужчин», «Серпико», «Убийство в „Восточном экспрессе“» образца 1974 года. Рассказываем, почему эту новинку нельзя пропустить.


Сидни Люмет и актёры фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974). Источник

Кстати, с 23 по 26 августа мы совместно с ИНОЕКИНО при поддержке журнала «Искусство кино» организуем ретроспективу Сидни Люмета в Москве и Санкт-Петербурге.

Будет классно: за четыре дня посмотрим самые известные фильмы режиссера и пообщаемся с известными кинокритиками и знатоками кино. Билеты можно купить здесь.

«Фильмы, которые мне нравятся, идут на шаг дальше»

Люмет — настоящая легенда Голливуда. За 50 лет своей профессиональной деятельности он снял 44 фильма. Работал с Аль Пачино, Ингрид Бергман, Шоном Коннери, Марлоном Брандо. Люмет снимал фильмы, которые стали классикой и выдержали проверку временем, зрительским интересом, ремейками других режиссёров. Свои взгляды о работе он как-то сформулировал в одной ёмкой фразе:

«Цель кинематографа — развлекать, но фильмы, которые мне нравятся, идут на шаг дальше. Они заставляют зрителя взглянуть на тот или иной аспект его совести. Они стимулируют мысль, заставляют пораскинуть мозгами».

Правосудие и борьба

Сидни Люмет снимал разные фильмы: драмы, комедии, мелодрамы, детективы. Он был «всеяден», за что его и хвалили, и ругали. В его творчестве не было одной главной темы, которая шла красной нитью через все картины. Хотя некоторые предпочтения всё-таки имелись. «За многие годы критики, и не только они, заметили, что мне интересна система правосудия. Разумеется, это так», — пишет режиссёр в книге.

Он часто заставлял своих героев совершать решительные, вызывающие резонанс поступки, а затем под микроскопом разбирался в причинах: почему так вышло?


Аль Пачино в фильме «Серпико». Источник

К примеру, фильм «Серпико» основан на реальной истории нью-йоркского полицейского Фрэнка Серпико. Он узнаёт, что его участок коррумпирован и отказывается участвовать в поборах. Серпико становится «белой вороной», изгоем, а на жалобы в высшие инстанции никто не обращает внимания — там царит такой же произвол.

«Жаль, у меня не было такой камеры в 75-м!»

«Я постараюсь наилучшим образом рассказать о том, как делаются фильмы, — пишет Люмет в своей книге. — Это сложный технический и эмоциональный процесс. Это искусство. Это коммерция. Это душераздирающе и смешно. И это отличный способ прожить жизнь». Даже в свои 83 режиссёр работал на площадке — снимал картину «Игры дьявола».

Люмет сохранял свой стиль и стремился быть в одном ритме со временем. В одном из интервью его спросили о книге «Как делается кино»: издание вышло в 1995 году, стал бы он сейчас что-то дописывать?

— Большой раздел по съемкам на «цифру» в высоком разрешении. Я просто влюбился в эту камеру. Уверяю вас: на пленку не снимешь ничего такого, что не получится снять в HD.

Жаль, у меня не было такой камеры в 75-м, когда я снимал «Собачий полдень»!

Советы от Сидни Люмета

Вот несколько мудрых мыслей из книги Люмета, которые будут полезны и интересны всем киноманам.


Сидни Люмет получает «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Источник

Как читать сценарий

«Я не анализирую сценарий, читая его в первый раз: как бы позволяю ему переполнить меня», — пишет режиссёр. Он говорит о том, что важно, прочесть сценарий за один присест. Если отвлекаться, даже на полчаса, ощущения уже изменятся.

«Фильм будут смотреть не прерываясь, — пишет Люмет, — так почему сценарий нужно читать иначе?»


Сидни Люмет. Источник

Уважайте талант

Сидни Люмет всегда уважительно относился к актёрам. Кажется, что это логично. Но отнюдь не все режиссёры такие добрые. К примеру, Альфред Хичкок как-то сказал: «Я никогда не говорил, что все актеры — быдло. Я говорил, что с актерами следует обращаться как с быдлом».


Оператор Виктор Дж. Кемпер, Сидни Люмет и Аль Пачино на съемках фильма «Собачий полдень» (1975). Источник

Люмет с ним не согласен: «Несмотря на вердикт Хичкока, большинство актеров очень умны. Некоторые великолепно работают со сценарием». Он уверен, что главное — поощрять их талант. «Очевидно, что талантливые люди обладают собственной волей, и это нужно уважать и поощрять. Часть моей работы — сделать так, чтобы каждый выдавал все лучшее, на что способен».

Музыка в фильме

Признак хорошей киномузыки: когда мгновенно припоминаешь визуальный ряд картины, в которой она звучит. При этом многие лучшие саундтреки даже невозможно вспомнить! Например, превосходную музыку Говарда Шора к «Молчанию ягнят».

«Во время фильма я вообще ее не слышал, — пишет Люмет. — Но постоянно чувствовал. В большинстве своих картин я пытаюсь добиться того же».


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“». Саундтрек был номинирован на «Оскар». Источник

Магическая комбинация

Сидни Люмет щедро делится секретами. Однако делает оговорку: никто не гарантирует, что ваш фильм будет успешным.

«Никто не знает, какая магическая комбинация рождает первоклассный фильм», — пишет режиссёр.


Кадр из фильма «Двенадцать разгневанных мужчин». Источник

Так уж выходит, что не всегда можно предугадать реакцию зрителей. «Все, что в наших силах, — подготовить почву для тех „счастливых случайностей“, которые позволят первоклассной картине явиться на свет. Произойдет это или нет — нам знать не дано».

Книга Сидни Люмета — сборник бесценных мыслей, полезных советов и честный монолог настоящего профессионала. Читать Люмета как смотреть отличный фильм: есть над чем посмеяться, погрустить, поудивляться и задуматься. И получить колоссальное кинематографическое удовольствие.

По материалам книги «Как делается кино»

Обложка поста отсюда

Рубрика
Интересное

Похожие статьи