Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Кино Сидни Люмета: не развлекать, а пораскинуть мозгами
22 августа 2018 4 561 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Ликуйте, киноманы! У нас вышла книга великого режиссёра Сидни Люмета — «Как делается кино». Если это имя вам ни о чём не говорит, то наверняка скажут его фильмы: «Двенадцать разгневанных мужчин», «Серпико», «Убийство в „Восточном экспрессе“» образца 1974 года. Рассказываем, почему эту новинку нельзя пропустить.


Сидни Люмет и актёры фильма «Убийство в Восточном экспрессе» (1974). Источник

Кстати, с 23 по 26 августа мы совместно с ИНОЕКИНО при поддержке журнала «Искусство кино» организуем ретроспективу Сидни Люмета в Москве и Санкт-Петербурге.

Будет классно: за четыре дня посмотрим самые известные фильмы режиссера и пообщаемся с известными кинокритиками и знатоками кино. Билеты можно купить здесь.

«Фильмы, которые мне нравятся, идут на шаг дальше»

Люмет — настоящая легенда Голливуда. За 50 лет своей профессиональной деятельности он снял 44 фильма. Работал с Аль Пачино, Ингрид Бергман, Шоном Коннери, Марлоном Брандо. Люмет снимал фильмы, которые стали классикой и выдержали проверку временем, зрительским интересом, ремейками других режиссёров. Свои взгляды о работе он как-то сформулировал в одной ёмкой фразе:

«Цель кинематографа — развлекать, но фильмы, которые мне нравятся, идут на шаг дальше. Они заставляют зрителя взглянуть на тот или иной аспект его совести. Они стимулируют мысль, заставляют пораскинуть мозгами».

Правосудие и борьба

Сидни Люмет снимал разные фильмы: драмы, комедии, мелодрамы, детективы. Он был «всеяден», за что его и хвалили, и ругали. В его творчестве не было одной главной темы, которая шла красной нитью через все картины. Хотя некоторые предпочтения всё-таки имелись. «За многие годы критики, и не только они, заметили, что мне интересна система правосудия. Разумеется, это так», — пишет режиссёр в книге.

Он часто заставлял своих героев совершать решительные, вызывающие резонанс поступки, а затем под микроскопом разбирался в причинах: почему так вышло?


Аль Пачино в фильме «Серпико». Источник

К примеру, фильм «Серпико» основан на реальной истории нью-йоркского полицейского Фрэнка Серпико. Он узнаёт, что его участок коррумпирован и отказывается участвовать в поборах. Серпико становится «белой вороной», изгоем, а на жалобы в высшие инстанции никто не обращает внимания — там царит такой же произвол.

«Жаль, у меня не было такой камеры в 75-м!»

«Я постараюсь наилучшим образом рассказать о том, как делаются фильмы, — пишет Люмет в своей книге. — Это сложный технический и эмоциональный процесс. Это искусство. Это коммерция. Это душераздирающе и смешно. И это отличный способ прожить жизнь». Даже в свои 83 режиссёр работал на площадке — снимал картину «Игры дьявола».

Люмет сохранял свой стиль и стремился быть в одном ритме со временем. В одном из интервью его спросили о книге «Как делается кино»: издание вышло в 1995 году, стал бы он сейчас что-то дописывать?

— Большой раздел по съемкам на «цифру» в высоком разрешении. Я просто влюбился в эту камеру. Уверяю вас: на пленку не снимешь ничего такого, что не получится снять в HD.

Жаль, у меня не было такой камеры в 75-м, когда я снимал «Собачий полдень»!

Советы от Сидни Люмета

Вот несколько мудрых мыслей из книги Люмета, которые будут полезны и интересны всем киноманам.


Сидни Люмет получает «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Источник

Как читать сценарий

«Я не анализирую сценарий, читая его в первый раз: как бы позволяю ему переполнить меня», — пишет режиссёр. Он говорит о том, что важно, прочесть сценарий за один присест. Если отвлекаться, даже на полчаса, ощущения уже изменятся.

«Фильм будут смотреть не прерываясь, — пишет Люмет, — так почему сценарий нужно читать иначе?»


Сидни Люмет. Источник

Уважайте талант

Сидни Люмет всегда уважительно относился к актёрам. Кажется, что это логично. Но отнюдь не все режиссёры такие добрые. К примеру, Альфред Хичкок как-то сказал: «Я никогда не говорил, что все актеры — быдло. Я говорил, что с актерами следует обращаться как с быдлом».


Оператор Виктор Дж. Кемпер, Сидни Люмет и Аль Пачино на съемках фильма «Собачий полдень» (1975). Источник

Люмет с ним не согласен: «Несмотря на вердикт Хичкока, большинство актеров очень умны. Некоторые великолепно работают со сценарием». Он уверен, что главное — поощрять их талант. «Очевидно, что талантливые люди обладают собственной волей, и это нужно уважать и поощрять. Часть моей работы — сделать так, чтобы каждый выдавал все лучшее, на что способен».

Музыка в фильме

Признак хорошей киномузыки: когда мгновенно припоминаешь визуальный ряд картины, в которой она звучит. При этом многие лучшие саундтреки даже невозможно вспомнить! Например, превосходную музыку Говарда Шора к «Молчанию ягнят».

«Во время фильма я вообще ее не слышал, — пишет Люмет. — Но постоянно чувствовал. В большинстве своих картин я пытаюсь добиться того же».


Кадр из фильма «Убийство в „Восточном экспрессе“». Саундтрек был номинирован на «Оскар». Источник

Магическая комбинация

Сидни Люмет щедро делится секретами. Однако делает оговорку: никто не гарантирует, что ваш фильм будет успешным.

«Никто не знает, какая магическая комбинация рождает первоклассный фильм», — пишет режиссёр.


Кадр из фильма «Двенадцать разгневанных мужчин». Источник

Так уж выходит, что не всегда можно предугадать реакцию зрителей. «Все, что в наших силах, — подготовить почву для тех „счастливых случайностей“, которые позволят первоклассной картине явиться на свет. Произойдет это или нет — нам знать не дано».

Книга Сидни Люмета — сборник бесценных мыслей, полезных советов и честный монолог настоящего профессионала. Читать Люмета как смотреть отличный фильм: есть над чем посмеяться, погрустить, поудивляться и задуматься. И получить колоссальное кинематографическое удовольствие.

По материалам книги «Как делается кино»

Обложка поста отсюда

Рубрика
Интересное
Похожие статьи