Дневник Анны Франк — один из самых известных документальных артефактов Второй мировой войны и одновременно проникновенная история девочки-подростка.
По словам выдающегося историка Элвина Розенфельда, сегодня «люди знакомятся с эрой нацизма через фигуру Анны Франк чаще, чем через кого бы то ни было еще, исключая, разве что, Адольфа Гитлера».
Заметки из Убежища
12 июня 1942 года Анна получила в подарок на тринадцатилетие маленький альбом с клетчатой обложкой. Первую запись в нем она сделала в тот же день.
В июле ее старшей сестре Марго пришла повестка из СС, и семье Анны (немецким евреям) пришлось перебраться в заранее подготовленное тайное убежище, чтобы скрыться от нацистов. Чуть позже к ним присоединились еще четыре человека.
Марго и Анна Франк, 1933 год
Анна вела дневник вплоть до ареста в августе 1944 года. Обращаясь к выдуманной подруге по имени Китти, она описывала соседей по убежищу и домашние неурядицы, размышляла о войне, делилась своими мечтами, воспоминаниями, надеждами и страхами.
Анна Франк, 1942 год
Порой трудно поверить, что дневник писала девочка-подросток. Несмотря на трагические события и жизнь в изоляции, Анна сохранила оптимизм, чувство юмора и силу духа. Мудрость ее слов, глубина переживаний, наблюдательность, прямота и способность к саморефлексии поражают. Наверное, именно поэтому сегодня историю Анны Франк знают, любят и перечитывают во всем мире.
Новое рождение
Недавно у нас вышел графический роман «Дневник Анны Франк», созданный сценаристом Ари Фольманом и художником Дэвидом Полонски.
Вот что рассказывает о проделанной работе Ари Фольман:
«Читать „Дневник“, будучи взрослым, более того, отцом почти взрослых детей, было и оглушительным, и завораживающим опытом: мне казалось непостижимым, как тринадцатилетняя девочка могла обладать таким зрелым, поэтичным, лиричным взглядом на мир вокруг нее…
Мы не пытались вообразить, как нарисовала бы свой дневник Анна, будь она иллюстратором, а не писателем. Вместо этого мы старались передать ее замечательное чувство юмора, ее сарказм (в основном в отношении мефрау Ван Даан, персонажа, который очень нравится и мне, и Дэвиду) и ее навязчивую озабоченность едой.
В большинстве случаев периоды депрессии Анны мы предпочитали изображать в виде фантастических сцен (например, евреи, перестраивающие пирамиды под властью нацистов) или раскрывать через сны.
По мере ведения дневника заметно растет и писательский талант Анны, и к 1944 году, когда она отчаянно влюбляется в Петера, ее тексты эволюционируют из сентиментальных в не по годам мудрые. Было совершенно невыносимо отказываться от них в пользу иллюстраций, поэтому мы решили оставить целые страницы ее дневника нетронутыми.
От имени Дэвида Полонски и своего собственного я хотел бы заявить, что мы были деликатны и сознательны в том, что касается принятых нами обязательств, и старались принимать максимально взвешенные решения в каждом отдельном случае. Мы взялись за этот проект с намерением передать истинные воспоминания Анны».
История Анны Франк — одна из тех, что передаются из поколения в поколение и проникают в самую глубину сердец. Это не просто исторический документ, обличающий нацизм, а удивительно искренний, трогательный рассказ о любви, не всегда простых отношениях с близкими и поиске себя. Авторы графической версии очень бережно отнеслись к оригиналу и сумели сохранить первоначальный замысел, интонации и атмосферу книги, дополнив ее потрясающе выразительными иллюстрациями.