Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Почему с эмоциями нужно дружить, а не воевать
22 мая 2018 9 474 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Стыд, вина, гнев, тревога, страх, печаль и другие «негативные» эмоции даны нам не просто так. Психолог Гарвардской медицинской школы и создатель бестселлера «Эмоциональная гибкость» Сьюзен Дэвид уверена: даже в самых трудных переживаниях можно найти что-то ценное. Публикуем перевод ее заметки из Harvard Business Review.

***

Нам часто дают советы, как «контролировать» эмоции, но такая формулировка в корне ошибочна: эмоции не могут быть плохими, поэтому их не надо избегать или контролировать. Они просто есть. Примите это как данность.

Наши эмоции появились в процессе эволюции не случайно. Это сигнальная система, помогающая нам общаться друг с другом и лучше понимать самих себя.

Что действительно нужно сделать, так это научиться эмоциональной гибкости — способности разбираться даже в самых сложных переживаниях и извлекать из них полезную информацию, чтобы принимать адекватные решения.

О чем говорят ваши эмоции?

Всегда спрашивайте себя, какую функцию выполняет ваша эмоция. Что она вам говорит? О чем сигнализирует?

Рассмотрим это на примере Майкла, который обнаружил, что застрял в бесконечном цикле стресса из-за непрекращающегося натиска рабочих задач. Когда он более точно определил свои эмоции, то осознал, что чувствовал не просто перенапряжение: его беспокоили неудовлетворенность работой в целом, разочарование в своем выборе и тревога за собственное будущее.

Как только Майкл распознал и принял эти эмоции, то смог понять, о чем они сигнализируют. Он начал сомневаться, что находится на правильном пути.

Это откровение означало, что не нужно решать проблемы с продуктивностью, тренировать дисциплинированность, учиться определять приоритеты или говорить нет дополнительным задачам. Майклу надо было сделать что-то более конструктивное и подходящее к его ситуации, и он начал работать с консультантом по вопросам карьеры.

Майкл изучил свои эмоции и постарался понять, что они ему говорят, а не отмахнулся от них. Это позволило ему узнать о себе нечто новое, сконцентрироваться на правильной проблеме и в конце концов выбрать другую карьеру, где он тоже решает много задач, но не испытывает такого стресса.

Эмоции часто преподносят ценные уроки. В частности, они показывают, чего нам не хватает в жизни.

Реакция должна соответствовать вашим ценностям

Также эмоции могут многое сказать о том, что для нас по-настоящему важно. Вы чувствуете любовь к своей семье. Вы хотите реализовать амбиции на работе и радуетесь достижениям. Вы испытываете умиротворение и удовлетворенность, когда стоите на горной вершине.

Так вот, нужно концентрироваться именно на этих ценностях. Если вы сосредоточитесь непосредственно на эмоциях, не попытавшись копнуть глубже, то можете принять плохое решение.

Приведу пример. Скажем, вам нужно дать непростую обратную связь по поводу отчета вашей подчиненной. Вы беспокоитесь из-за предстоящего разговора и постоянно откладываете его (что заставляет вас тревожиться еще сильнее).

Разобравшись в своих эмоциях, вы осознаете, что одна из ценностей, лежащих в основе вашего промедления, — это справедливость. Вы просто не хотите быть несправедливым по отношению к хорошей сотруднице.

А теперь спросите себя, что будет справедливее: избегать неприятного разговора и дальше или все-таки дать коллеге обратную связь и помочь ей добиться успеха?

Если вы научитесь видеть каждую ситуацию в таком свете, то больше не будете рабом сиюминутных переживаний, а сможете делать правильный выбор, опираясь на ценности, которые лежат в основе ваших эмоций.

Подобный образ мышления помогает избежать множества ошибок. Ведь мы часто делаем то, что позволяет нам почувствовать себя лучше в текущий момент, но не соответствует нашим ценностям и наносит вред в долгосрочной перспективе.

Избегание важного разговора — типичный пример, но есть и много других. Например, вы отчитываете кого-то за то, что он действует вам на нервы (хотя цените сострадание); не можете бросить комфортную работу и открыть свой бизнес, о котором давно мечтаете (хотя цените личностный и карьерный рост); начинаете заниматься самокритикой из-за какой-нибудь мелочи (хотя цените уверенность в себе).

Не позволяйте эмоциям бесконтрольно управлять вашим поведением, но и не сражайтесь с ними. Вместо этого думайте, о чем они вам говорят, и эффективно используйте полученную информацию.

Обложка поста отсюда
Оригинал текста: HBR
Перевод: издательство «МИФ»

Больше о том, как научиться понимать свои чувства и использовать их во благо, читайте в книге «Эмоциональная гибкость»

Похожие статьи