Начну с рекомендации из личного опыта, а продолжу советами известных классиков и современников из книги «Литературный мастер-класс».
Развивающее чтение
В книгах по саморазвитию выход из зоны комфорта справедливо позиционируется как необходимое условие для личностного роста. После более чем 15 лет поэтической и разного рода писательской деятельности я вдруг осознал, что и в чтении есть своя зона комфорта. Из которой полезно выходить, чтобы развиваться. Поэтому теперь я стараюсь читать тех авторов и изучать те жанры, к которым раньше «не лежала душа», или то, что просто не понимал, как например некоторые заумные верлибры. Наверняка такие есть у каждого.
А что, так можно было?
Одним из бонусов такого чтения может стать неожиданное вдохновение, если вы не знаете о чем писать, а руки, как говорится, чешутся. Всё, что непривычно, способно дать нам импульс к творчеству. Например, Габриэля Гарсиа Маркеса к писательству буквально подтолкнули рассказы Кафки.
Вот что он пишет об этом.
Как-то вечером приятель одолжил мне сборник рассказов Франца Кафки. Я вернулся в пансион, где тогда жил, и начал читать «Превращение». От первой же строчки я чуть не вылетел из кровати от удивления. Вот она: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Когда я прочитал это, то подумал, что до сих пор мне не встречались авторы, которые могли бы себе позволить писать подобное.
И я тут же засел за рассказы.
Введение реплик
Прислушаемся к мнению американского писателя Элмора Леонарда, произведения которого отличались, в числе прочего, энергичными диалогами.
Элмор Леонард советовал использовать обычное слово «сказал» для введения реплик вместо глаголов типа «засмеялся/фыркнул/воскликнул». Дело в том, что по большей части мы просто «говорим». А когда мы смеемся, это происходит не совсем в тот момент, когда мы произносим слова. Так что гораздо точнее будет написать: “Я надеюсь, ты не винишь меня”,— со смехом сказала Лидия, чем: “Я надеюсь, ты не винишь меня”,— засмеялась Лидия.
К тому же большинство синонимов к слову сказал — например, заявил, намекнул, настаивал, огласил, пробормотал, проворчал, прохрипел, указал — отвлекают на себя внимание с содержания речи. А после того как употреблено три-четыре таких синонима, в воображении явственно возникает образ автора, рыскающего по словарю.
По большей части они употребляются вместе с именем, которое мы и хотим знать: кто именно говорит? Часто это, впрочем, ясно и без введения реплик, и большие писатели так выстраивают диалог, что он сам по себе дает понять, как именно, что и кем произносилось.
Как понять, что хватит описаний?
Литературные вкусы изменились. Лет двести назад романисты обычно весьма подробно описывали место действия; сейчас же в ходу краткость. Во многом это связано с тем, что современные читатели уже знают, как примерно выглядят те или иные места, даже если они там ни разу не были, потому что смотрят телевизор и ходят в кино.
Например, вы, может быть, никогда не присутствовали на судебном заседании, но вы наверняка знаете, как выглядит зал суда. Таким образом, желательно найти такие подробности и аспекты места действия, которые не были бы известны всем и каждому. Важно только не заходить в этом слишком далеко.
Планировать или не планировать?
По поводу планирования существует два противоположных мнения. Первое: нужно тщательно продумать весь сюжет еще до того, как вывести ручкой на бумаге первое слово. Второе: если заранее знать все о своем тексте (книге, сценарии), он станет предсказуемым, а писать его будет неинтересно.
Если вы не уверены, хотите ли планировать сюжет заранее и в каком виде собираетесь это делать, ответьте на следующие вопросы:
— Насколько удобно вам работать спонтанно? Если вы не привыкли к неожиданностям в жизни, то и в творчестве они, возможно, тоже не придутся вам по вкусу.
— Попробуйте писать без плана. Если вскоре столкнетесь с потерей вдохновения или повествование зайдет в тупик — это признак того, что вы, возможно, относитесь к приверженцам планирования.
— Когда вы пишете, останавливайтесь иногда, чтобы занести в блокнот некоторые мысли по поводу того, что, с вашей точки зрения, должно случиться дальше. Обратите внимание на то, как далеко по сюжету заходят эти мысли.
— Если вы решили детально распланировать текст, но оказалось, что в ходе работы потеряли весь интерес, смело рвите этот план, и пусть вами руководит собственная интуиция.
Обратная связь
Есть опасность, что совершенно понятные для вас моменты могут запутать читателя. Вот почему важно, чтобы вам пришел на помощь знакомый, которому вы доверяете, для получения обратной связи. И это не обязательно должен быть писатель. Иногда даже лучше, чтобы это не был писатель, потому что часто писатели начинают рассказывать, как исправить то, что кажется им неправильным, хотя на самом деле они просто имеют в виду, что описали бы это иначе.
Более непритязательный читатель часто даст более полезные отзывы, особенно если в повествовании окажутся такие моменты, которых он не поймет или за которыми не сможет уследить.
Мастер-класс от Умберто Эко
И в заключении несколько несколько пунктов из свода правил Умберто Эко, изложенных наглядно, понятно и с юмором.
- Избегай устойчивых выражений: это осетрина второй свежести.
- Не употребляй коммерческие сокращения&аббревиатуры и проч.
- Запомни (хорошенько), что скобки (даже если они кажутся необходимыми) прерывают нить повествования.
- Постарайся не заработать несварения… от злоупотребления многоточиями.
- Будь скуп на цитаты. Недаром же Эмерсон говорил: «Ненавижу цитаты. Говори лишь то, что сам знаешь»
- Вульгарные слова используют одни г*внюки.
- Всегда будь более-менее определен.
- Если не можешь подобрать нужного выражения на литературном языке — это еще не повод прибегать к просторечью: хрен редьки не слаще.
- Так ли нужны риторические вопросы?
- В начале произведения поставь capitatio benevoletiae, благодарственный колофон (вы вообще врубаетесь, о чем я?).
Читайте книгу «Литературный мастер-класс» и помните, что любое из этих правил можно нарушить, если невозможно по-другому добиться задуманного вами эффекта.