Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Комиксы
Фильм, фильм, фильм… О комиксе «Как устроено кино»
28 декабря 2017 4 761 просмотр

Ульяна Разгуляева
Ульяна Разгуляева

Сегодня, 28 декабря, международный день кино. И это отличный повод обратиться ко всеми любимому виду искусства. Фильмы смотрят все, но если вы не будущий кинокритик или студент ВГИКа, то вряд ли когда-нибудь задумывались, как они устроены. О том, например, как кино влияет на наше восприятие и заставляет поверить в происходящее на экране.

Автор комикса «Как устроено кино» Эдвард Росс рассказывает обо всех особенностях кинематографа — в семи главах. И если вы еще не читали, то давайте пробежимся по комиксу. Это очень увлекательно.

Фильм, фильм, фильм… О комиксе «Как устроено кино»

ГЛАЗ: Глава, открывающая книгу, открывает и глаза на историю кино читателю. Она вскрывает разногласие между идеей, что фильм заставляет по-новому взглянуть на реальный мир, и противоположным убеждением, что кино — иллюзия и обман зрения. Путь от «Путешествия на Луну» (1902) и «Делай как надо!» (1989) до более поздних картин становятся захватывающим вступлением в историю кино с глубокомысленным взглядом на фильмы, как инструмент влияния на наше восприятие окружающего мира.

Например, мы привыкли к тому, что в фильме обычно есть один рассказчик и одна точка зрения, но в самурайской драме «Расёмон» Акиры Куросавы об одном и том же преступлении рассказывают четверо свидетелей. Все истории, как и в реальной жизни, противоречат друг другу — так фильм демонстрирует, насколько ограниченной может быть единственная точка зрения.


ТЕЛО: В главе «Тело» Росс изучает неиссякаемое вдохновение кинематографа человеческими формами, от физических способностей актера создавать характер персонажа на экране до проблемы отношения массового кино к расовым, половым и физическим отличиям. От «Страстей Жанны Д’Арк» (1927) до «Мухи» (1986) глава раскрывает кинематографическое тело во всей своей красоте и ужасе.

Так функция тела в кино не сводится лишь к инструменту актерской игры. Будучи доминирующей культурной областью, кино оказывает большое влияние в усилении или оспаривании общественных стереотипов. Оно диктует нам представления об «идеальном» весе, о том, как тело должно быть выбрито и украшено, и в чем должно соответствовать гендеру.

ДЕКОРАЦИИ И АРХИТЕКТУРА: С самых ранних дней кинематографа зрителей увлекала возможностью увидеть окружающий нас мир другим. В этой главе мы узнаем, как наши любимые фильмы стали такими запоминающимися именно благодаря пространству и месту действия. Глава-путешествие по удивительным мирам кинематографа — из промышленного ада «Метрополиса» (1927) в невероятные неоновые пейзажи «Бегущего по лезвию» (1982), который Ридли Скотт пытался сделать максимально реалистичным. Для достижения этой цели он сплетает воедино реальные локации, декорации и потрясающие спецэффекты, создавая насыщенное визуальное полотно. В результате получился бесконечный мегаполис, затянутый смогом, где старая архитектура смешивается с новой, культуры сплавляются вместе и границы исчезают.

ВРЕМЯ: Неосязаемая и неизбежная характеристика жизни — время — заглавная тема множества самых глубокомысленных киношедевров. Глава детально изучает эффекты изменения и ускорения повествования в кино, например, мощную выразительность режиссуры «Броненосца Потемкина» (1925) и завораживающий шедевр «Русский ковчег» (2002), снятый одним полуторачасовым кадром. Личное ощущение времени и роль кино в осмыслении зрителем прошлого, настоящего и возможного будущего — от «Взлетной полосы» (1962) до «Помни» (2000).

ЯЗЫК И ГОЛОС: С момента первого появления звука в кино кинематограф получил силу человеческого голоса. Эта глава рассматривает роль голоса и звука в кино со всех сторон: от песен и танцев в «Поющих под дождем» (1952) до демонических хрипов и воплей в «Изгоняющем дьявола» (1973). Любой фильм может быть самостоятельнымом язык, способным распространять идеи невербально.

Яркий пример использования голоса в качестве инструмента актерской игры — гипнотизирующее превращение Хита Леджера в Джокера в «Темном рыцаре» (2008). Леджер использует прерывистый ритм и получается рваный, подрагивающий голос, похожий на то, как если бы у детской игрушки сели батарейки. О непростой истории персонажа, замалеванного под клоуна до такой степени, что едва ли можно разглядеть под маской человека, мы догадываемся именно по его голосу: сломанный сам по себе, он указывает и на психологические травмы.

ИДЕОЛОГИЯ И ВЛАСТЬ: Поднявшись над чисто развлекательной функцией, кино становится инструментом влияния на общественное сознание. Глава-исследование о том, как кинематограф воздействует на наше поведение и отношение к реалиям повседневности. Автор, показывая силу военной пропаганды параллельно с опасностью мультфильмов Диснея, предлагает дважды подумать, прежде чем заявлять: «Это всего лишь кино!»

Да, как бы это не казалось странным, мультфильмы студии «Дисней», любимые и взрослыми, и детьми по всему свету, определяют то, как молодое поколение видит мир. От «Белоснежки и семи гномов» (1937) до «Красавицы и чудовища» (1991) и далее, «Дисней» долго изображал женских персонажей как дам, находящихся в беде, для которых главной целью является свадьба с принцем. Умышленно или нет, используя подобные клише, «Дисней» задавал планку ожиданий для молодежи, прописывая нормы еще до того, как дети пойдут в школу.


ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОФОБИЯ: Возникнув из технических инноваций XIX века, киноиндустрия тем не менее пропитана технофобиями. Глава рисует страх человечества от побочных эффектах технологического прогресса: неистовые бунтующие роботы, радиоактивные мутанты, зловещий искусственный интеллект.

Отличный пример — посвященный непростым взаимоотношениям капитализма и генетики «Парк Юрского периода» (1993) рассказывает о том, как динозавров вернули к жизни с единственной целью — сделать развлечением для богатых в эксклюзивном тематическом парке. И как люди оказались втянутыми в первобытную борьбу за выживание, когда в система защиты парка отключается. В эпоху, когда компании регулярно патентуют научные открытия с целью увеличения прибыли, фильм открыто предупреждает о последствиях монетизации природы.

Так путешествуя через «Новые времена» (1936) и «Терминатора» (1984), книга заканчивается взглядом на будущее самого кинематографа.

Даже такой быстрый экскурс в теорию и историю кинематографа поможет вам быть более подготовленным при следующем походе в кино. И доставит море удовольствия. Это мы вам обещаем.

По материалам комикса «Как устроено кино»

Оригинал: filmish

Рубрика
Комиксы
Похожие статьи