Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Личный опыт: 10 правил хорошего интервью
24 октября 2017 161 494 просмотра

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

За свою журналистскую карьеру я взяла более 3000 интервью у самых разных людей: от Аллы Пугачевой и Романа Виктюка до Ивана Урганта и Киану Ривза. А еще в рамках нашей рубрики «ТALKовый бизнес» я беру интервью у лучших бизнесменов России.

Очень часто интервью берут и у меня самой как у писателя, так что я могу говорить об этой науке с обеих сторон:) Как и в любой науке, здесь тоже есть свои законы.Сегодня я хочу с вами поделиться десятью правилами хорошего интервью.

1. Уделите достаточно времени на подготовку

Многим кажется, что с вопросами на интервью можно разобраться по ходу дела. Однако, это далеко не так. Если не подготовиться к интервью, то, скорее всего, оно будет провальное. Я обычно трачу на подготовку около 4 часов. Первые три часа изучаю материалы, а следующий час готовлю вопросы.

Итак, подготовка должна быть основательной. Помимо изучения профессиональной деятельности интервьюируемого, обязательно просмотрите следующие материалы:

— Биография и официальный сайт, если есть.

— Последние новости из жизни интервьюируемого. Это очень важно, потому что в его жизни может произойти что-то очень серьезное, например, смерть супруга. Если вы не будете об этом знать, хотя про это писали много где, то вопрос «Как дела у вашего мужа?» может стать самым неловким в вашей жизни.

— Интервью, которые он давал за последнее время. Это нужно, чтобы понять, о чем его чаще всего уже спрашивали, и не задавать подобных вопросов.

— Видео его выступлений.

Личный опыт: 10 правил хорошего интервью
Евгений Демин и я во время интервью

2. Интервью — это не беседа

Второе правило краткое: помните, что интервью — это не беседа. В беседе оба человека равноправные, а в интервью — вы спрашиваете, а ваш собеседник — отвечает.

3. Поставьте цель интервью

В «Алисе в стране чудес» был очень интересный диалог между Алисой и Чеширским Котом. Алиса спросила у Чеширского Кота:

— Куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть?

— Мне все равно… Только бы попасть куда-нибудь.

— Тогда все равно, куда и идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.

С интервью то же самое. Без цели можно куда-нибудь прийти, но непонятно куда.

Какая цель вашего интервью? Рассказать вашим читателям об этом человеке, его историю жизни? Узнать секреты его успеха в профессиональной деятельности? Узнать подробности о его новом проекте?

У интервью должна быть цель, иначе ничего не получится.

Теперь перейдем к правилам составления вопросов.

4. Начните с разогрева

Интервью — это тоже знакомство. Не стоит сразу задавать очень глубокие или провокационные вопросы. Лучше подойти к этому постепенно.

Начните с разогревающих вопросов. По-другому эта техника называется «ice breaking», что в переводе означает «растопить лед», и используется, например, в переговорах.

Ваша задача — разговорить человека и разрядить напряженную обстановку. Например, можно спросить: «Чем вы занимались до нашего разговора?» или «Чем планируете заняться после?». Можно начать с комплимента. Допустим: «Я смотрю, у вас такие интересные картины в офисе. Сами выбирали?».

То есть, вначале нужно задать 1-2 достаточно легких вопроса, которые не заставят сильно задуматься.

Во время интервью с одним из лучших предпринимателей России Андреем Кривенко
Во время интервью с одним из лучших предпринимателей России Андреем Кривенко

5. Долой банальные вопросы

Список самых скучных вопросов выглядит так:

— Расскажите о себе или своем бизнесе. Такой вопрос можно задавать человеку, который пока никому не известен и только начинает свою карьеру, но никак не известному человеку. Только представьте, что вы начнете интервью с Дональдом Трампом с вопроса «Расскажите о себе».

— Как появилась ваша компания/ваша книга/ваш проект. Представьте, вы берете интервью у основателя IKEA Ингвара Кампрада. Компании уже больше 70 лет и вы задаете ему вопрос: «Как появилась ваша компания?».

Скорее всего, ваш вопрос останется без ответа. Представляете, сколько раз он уже слышал этот вопрос? Миллионы. Тут надо переформулировать вопрос так, чтобы он звучал интересно. Допустим: «Инвар, каково чувствовать, что вы создали компанию, которая пережила Советский Союз?».

— Какие у вас планы? Еще один вопрос, который не очень любят. Конечно, тема интересная, но сам вопрос скучный. Можно его переформулировать так: «Какие цели из стоящих перед вами в ближайшее время, вас больше всего вдохновляют?» или так: «Каких побед нам еще ждать от вас в ближайший год?».

6. Не задавайте слишком размытые и тяжелые вопросы

Я советую не задавать слишком тяжелых вопросов и слишком размытых.

Например, «В чем смысл жизни?». Лучше задать более простой вопрос, который охарактеризует человека: «Что для вас самое главное в жизни?».

Или вот еще странный вопрос «О чем вы мечтаете?». По моему журналистскому опыту, это вопрос, который вводит в тупик почти любого человека.

Не задавайте слишком размытые и тяжелые вопросы
Источник

7. У интервью должна быть цельность

Раньше я очень часто совершала такую ошибку: составляла хаотичный список остроумных вопросов, когда готовилась к интервью. Интервью при таком случае получалось занятным, но бесцельным. В каждом интервью должна быть своя драматургия и своя цельность. Вначале вы знакомите читателей с интервьюируемым, потом начинаете задавать вопросы, связанные с целью интервью.

Запомните: 70% вопросов должны быть составлены так, чтобы добиться цели интервью.

8. Задавайте вопросы, на которые вам интересно услышать ответы

Когда я готовлю вопросы, я всегда исхожу из того, какие вопросы интересны конкретны мне.

Конечно, вопросы должны быть не очень узкие. Например, я не спрашиваю, какого цвета у вас полотенце на кухне, даже если очень хочется.

Однажды мой Учитель произнес отличную вещь: «Правильный вопрос — это вопрос, ответ на который тебе что-то даст».

Предлагаю отталкиваться от того, что мы с вами делаем умные интервью. И поэтому когда вы готовите вопросы, спрашивайте себя: «А как изменит мою жизнь ответ на этот вопрос?».

9. Обязательно согласовывайте интервью

После того, как вы взяли интервью, нужно обязательно выслать его на согласование интервьюируемому и предупредить о том, когда оно будет опубликовано. Не забудьте согласовать не только текст, но и фотографии, которые будете использовать.

Кстати, а мое любимое интервью вот тут.

10. Устройте блиц-опрос

Это не то, чтобы правило, просто дополнение к интервью, которое я сама часто использую. Я провожу в конце интервью блиц-опрос. Обычно это 5 вопросов в стиле «Лучшая книга для бизнесмена?», «На что вы готовы потратить последние деньги?» и так далее.

Вы можете придумать свои вопросы для блица. Главное, чтобы это было интересно и полезно.

На этом все. Желаю вам хороших и интересных интервью!

Похожие статьи