Сегодня свой день рождения празднует Ицхак Адизес — один из непревзойденных бизнес-консультантов мира, блестящий специалист в области эффективного управления бизнес-процессами. Основатель Института Адизеса, который входит в топ-10 консалтинговых компаний мира.
Выбрали для вас несколько любопытных заметок из книг Адизеса.
Культура страха в России
Одной из характеристик российской управленческой культуры является страх. Возьмем, к примеру, господина А., начальника отдела Б. На собраниях отдела выступает только господин А. остальные сотрудники слушают. Если им дают слово, они никогда не скажут ничего такого, что можно было бы воспринять как критику авторитета А. В то же время, когда господин А. встречается с начальством, он ведет себя так же тихо, как сотрудники ведут себя на заседаниях его отдела.
Как следствие — крайне мало информации передается по иерархической структуре снизу вверх. Голова отделена от туловища.
Голова рисует себе, что там происходит внизу, но точно не знает, и никакое хождение по отделам здесь не поможет.
Почему я говорю «нет» толерантности
Стало модным агитировать за идею толерантности в отношении этнических групп, рас и религий. В Санта-Барбаре, где я живу, в школах даже читают целый курс о толерантности. В вашингтоне музей, посвященный истории Холокоста, называется «музеем толерантности».
Чем я недоволен?
Предположим, вы постоянно ругаетесь с женой и кто-нибудь посоветовал вам «относиться друг к другу толерантно». Что это означает? В моем понимании это значит, что надо подавлять желание высказывать свое мнение и вместо этого занять пассивную позицию, примириться с тем, с чем вы не можете согласиться. На мой взгляд, толерантное отношение к тем, у кого другие взгляды, означает молчаливое страдание.
В чем состоит альтернатива? Ругаться? Убить друг друга? Отвергать различия?
Нет! Я советую радоваться различиям.
Нужно искать в различиях позитивное. Представляя свою супругу, вместо того чтобы сказать: «Вот моя жена, я отношусь к ней толерантно, — муж пусть говорит: — вот моя лучшая половина».
Разница во взглядах, по определению, означает, что противоположная сторона может предложить новую точку зрения. Почему бы не стремиться к этой обогащающей нас разнице, вместо того чтобы толерантно относиться к ней как к неудобству?
Можно относиться толерантно к цыганам, а можно наслаждаться их музыкой и их любовью к жизни.
Можно относиться толерантно к евреям с их идиосинкразиями (например, к их энтузиазму по поводу их религии, который иногда путают с навязчивостью), а можно восторгаться их стремлению к знаниям и остроте их ума.
У каждого человека, каждой нации, культуры, сексуальной ориентации… у каждого цветка или сорняка есть своя история. К ней не нужно относиться с толерантностью. Ее нужно изучать. Принять новое знание с распростертыми объятиями и радоваться разнице.
Бюрократия
Вы можете подумать, что полубессознательное существование в бюрократической корпорации кажется сотрудникам наказанием. Ничего подобного! Хотя бюрократы и жалуются, они любят свою работу и держатся за нее всеми силами. Они работают в минимальном напряжении, потому что им не приходится волноваться за результаты. Комфортной работе бюрократа ничего не угрожает, пока он не задает вопросов.
Те, кого с детства учили не нарушать спокойствие (возможно, по культурным соображениям), ведут себя очень мило, пока кто-нибудь не потребует от них объяснить, в чем же смысл мудреных правил, в соответствии с которыми они принимают решения. Как ни странно, растолковать это не может даже высшее руководство. Многие бюрократические методы не имеют логического объяснения, потому что они отвечали каким-то задачам в некий конкретный момент. С течением времени методы остались неизменными, несмотря на то, что их обоснования никто не помнит.
Сочувствие
Наблюдая за матерью, утешавшей плачущего ребенка, я вдруг заметил, что эти двое едва ли обменялись даже парой слов. Вряд ли слова вообще прозвучали. Мать прижимала дочку к груди, целовала ее и слегка поглаживала. Все, что я мог расслышать, был лишь нежный шепот. Про себя я подумал, что по большому счету все мы в душе дети. Когда нам плохо, мы хотим лишь, чтобы нас любили, заботились, прижимали к сердцу, утешали наши любимые. Не надо слов. В минуты обиды и тоски слова только мешают нашей потребности чувствовать самим и ощущать чье-то сочувствие.
Взгляните на влюбленных, сидящих на закате на пляже. Скажет ли он «хочешь, перечислю все, за что я тебя люблю?» или просто молча обнимет ее? в данной ситуации слова только все испортят. Чувства исходят из сердца, и — да, единение сердец существует и его можно ощутить. Без лишних слов и долгих объяснений.
Возьмите за правило: отвечать чувствами на чувства и логикой на логику. Ответ должен соответствовать запросу.
Как полезно ничего не делать
В современном мире с каждым днем растет число проблем и возможностей. Возможностей, а также связанных с ними рисков (как старых, так и новых) столько, что у нас просто не хватает времени о них думать. Мы настолько заняты, что, остановившись даже на секунду, чувствуем себя виноватыми, потому что очень много еще надо успеть сделать.
Но может оказаться, что полезно остановиться на какое-то время и просто ничего не делать.
Во-первых, ничегонеделание дает время поразмыслить, чем вы занимаетесь и стоит ли это продолжать. Не отклонились ли вы от курса на пути к вашим целям?
Ничегонеделание позволяет отстраниться и взглянуть на ситуацию с другой перспективы. Мы все знаем, как тяжело бывает увидеть полную картину, когда вовлечен в нее. Отойдя на несколько шагов, можно рассмотреть истинную значимость (или тщетность) своих действий.
Также известно, что, загружая себя работой, мы зачастую пытаемся отвлечься, «убежать от себя», в то время как ничегонеделание вынуждает, как бы мучительно это ни было, взглянуть в лицо своим проблемам.
Ничего не делая, вы получаете возможность осмыслить происходящее и задать себе вопрос: «Не пора ли что-то изменить?»
По материалам книг «Новые размышления о политике», «Стремление к расцвету», «Размышления о личном развитии» и «Новые размышления о личном развитии».