Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Что такое творческое бессилие и как с ним бороться
18 октября 2017 5 247 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Почти все, кто генерирует идеи, — писатели, художники, музыканты, бизнесмены — хоть раз сталкивались с творческим тупиком. Рассказываем, как справляться с состоянием, когда не пишется, не рисуется и не придумывается.

На что это похоже

Тупик сложно описать. Для меня это не просто отсутствие вдохновения. Больше похоже на то, что ты неожиданно разучился говорить. Садишься писать статью, а вместо неё выходят какие-то неказистые, угловатые фразы. Их самой себе-то неловко прочитать — не то что кому-то показывать. Стыдно, но я до сих пор до конца не представляю, как правильно выходить из этого состояния. Оно может длиться неделями, а ведь работу надо делать уже сегодня.


Источник

Известный хореограф и автор книги «Привычка к творчеству» Твайла Тарп называет творческий ступор ямой. Это когда вы едете-едете, а тут бац — яма. Вы пытаетесь выбраться, мотор ревет, колеса крутятся. Но все бесполезно. Только больше застряли. Мир вокруг вращается, все куда-то спешат, солнце также встает и заходит. Но вы ничего не замечаете. Перед вам только лист и горстка слов, которые невозможно собрать.

Как вы там оказались?

Попасть в яму можно по разным причинам:

  • неудачный замысел. Такое бывает: возможно, в идее было недостаточно пользы, хромал сюжет или тема стала неактуальной;
  • не то время. Сверьте часы с миром: если люди не готовы к вашей задумке, вряд ли что-то получится;
  • привычные методы. Жизнь меняется и вы меняетесь — это надо учитывать. Фраза «Мы всегда так делали» не подходит современному миру. Иногда привычный ритуал теряет силу, и пора заменить его новым;
  • обстоятельства. Иногда просто не везет. Воля судьбы — не иначе.

А что делать-то?

Чтобы преодолеть творческий тупик, надо пройти три важных этапа: увидеть, признать, выбраться.

1. Увидеть

Иногда вы до последнего момента не понимаете, что попали в яму. Каждый месяц вы писали цикл статей для журнала, а через пару недель понимаете, что это полная чушь. В эту ловушку чаще попадают те, кто работают в одиночестве: рядом нет людей, которые подсказывают, что вы идете не туда.

Заведите новую привычку просматривать свои работы. Обращайте внимание на то, что придумывали в начале и как выглядит продукт сейчас. Так вы не потеряете ориентир и научитесь исправлять ошибки.

Чтобы преодолеть творческий тупик, надо пройти три важных этапа: увидеть, признать, выбраться.
Выход близко. — Источник

2. Признать

Итак, вы увидели яму. Пора признать, что всё, что вы делали, было в корне неверно. Иронично, но осознание своей неправоты сложнее дается дисциплинированным и трудолюбивым людям. Слишком тяжело остановиться и прекратить процесс. Я так с великим упорством одолела 800 страниц романа «Волхв», который (да простят меня его фанаты) мне не понравился ещё вначале. Не смогла остановиться, даже когда прочитала 400 страниц. «Осталась всего половина, — думала я. — Неужели же зря тратила время?»

Помните: чем больше вы упорствуете, тем глубже зарываетесь в яму.

3. Выбраться

Признать свою ошибку — полдела. Найти решение — самая важная и в то же время приятная часть. Одолев эту задачу, вы сможете двигаться дальше.

Как выбраться из ямы

Посмотрите вокруг и попробуйте несколько способов, которые могут помочь исправить ситуацию.

Измените среду

Может, дело в окружающей среде, в которой вы находитесь? Тогда выходите на улицу. Взгляните на небо. Вдохните. Выдохните. Прогуляйтесь. Возьмите с собой плеер. Включите любимую песню. Улыбнитесь. Вам стало лучше? Если да, то это была всего лишь небольшая ямка, из которой вы сумели выбраться.

Но когда вокруг все прекрасно — вы работаете на берегу океана, в гамаке, под пение птиц, — а в голове только перекати-поле, всё гораздо серьезнее. Кажется, вы попали в большую яму. И работать с ней надо тщательно.

Найдите новую идею с помощью агрессивной квоты

Поставьте масштабную цель сгенерировать много-много идей. Мы так делали в Марафоне 2.0: предлагали людям придумать 100 желаний. Поначалу все были возмущены. «Как можно придумать 100? Давайте хотя бы 10». Первые 10-20-30 желаний были серьезными: сменить работу, переехать, выйти замуж, купить дом, полететь на Гоа.

А потом насущные мечты закончились, и люди начали писать то, что прежде считали чепухой или ребячеством. Это было классно.

100 желаний участника мифовского Марафона 2.0. Автор фото: Yuliya Morozova
100 желаний участника мифовского Марафона 2.0. Автор фото: Yuliya Morozova @jasssminita

Отключите критическое мышление и озвучьте всё, что приходит в голову. Во-первых, так развивается гибкость и живость ума. Во-вторых, перебирая идею за идеей, вы точно найдете «ту самую».

Переставьте все вокруг

Когда привычная схема не сработала, пора что-то изменить: передвинуть главы, поменять местами героев. Это похоже на перестановку вещей в доме: посмотрите, когда диван поставили в другой угол, стало так много места! То же самое с идеями:

  • определите неработающую концепцию;
  • выпишите на бумагу решения;
  • измените их;
  • начните действовать.

Это упражнение полезно делать не только в яме. Проверяйте свои идеи в процессе работы — тренируйте нешаблонное мышление и фантазию.

Из ямы — в колею

Где-то недалеко от ямы находится колея — лучшее место в мире. Это когда начальник говорит вам: «Да ты в ударе»! Работа идет легко и непринужденно. Новые идеи появляются без труда.


Если вы попали в колею, у вас все получается легко и непринужденно.— Источник

Забавно, но оценить колею невозможно в режиме «здесь и сейчас». Вы просто не замечаете, когда находитесь в ней. Осознание, что это был звездный час, приходит гораздо позже.

Как войти в колею

Чтобы войти в колею, нужно совершить некий прорыв или использовать несколько проверенных способов.

Близкий по духу материал

Вдохновение можно найти в определенном стиле музыки, жанре текста или направлении живописи. Твайла Тарп рассказывает, что использовала в ранних постановках стиль мастеров джаза. Он был созвучен с её внутренним состоянием и помог создать несколько успешных постановок.

Идеальный партнер

Иногда работа в паре заряжает и помогает создать гениальные проекты. Когда мы с подругой на пару писали в университетскую газету, это было сложно, но круто: статьи выходили отменными. Хотя мой пример не так впечатляет, как творчество Моцарта. Три оперы, которые он создал с Лоренцо да Понте — «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» — фантастические. Безусловно, Моцарт сам мог сотворить нечто великое. Но в работе с партнером он получил новый опыт и использовал его, чтобы отточить мастерство.

Фишка

Найдите свой коронный жанр или придумайте «фирменного» героя. Если вы обожаете петь народные песни, сконцентрируйтесь на этом. Если вам нравится писать о себе, создайте серию статей о личном опыте. Писатель Джон Апдайк нашел своего героя — Гарри Энгстрома по прозвищу Кролик — и написал про него четыре романа. Именно в них писатель вывел мастерство на новый уровень и проявил всю мощь своего таланта.

Джон Апдайк нашел своего героя и написал четыре романа о Гарри Энгстроме по прозвищу Кролик.
Джон Апдайк нашел своего героя и написал четыре романа о Гарри Энгстроме по прозвищу Кролик. — Источник
Это не значит, что нужно забыть о других направлениях. Просто чтобы попасть в колею, нужно «разогнаться», поймать ритм и выйти на новый уровень. Для этого важно делать то, что приносит вам удовольствие.

Ямы и колеи — две стороны одной медали творчества. Они неизбежно выпадают каждому. Можно лишь упорно работать над собой. Тогда вам будет все по плечу, и вы сможете придумать что угодно: новый макет сайта, рекламу кофейни, маркетинговый план на год или роман на 500 страниц.

По материалам книги «Привычка к творчеству»

Обложка поста Matthew Henry

Рубрика
Творчество
Похожие статьи