Почти все, кто генерирует идеи, — писатели, художники, музыканты, бизнесмены — хоть раз сталкивались с творческим тупиком. Рассказываем, как справляться с состоянием, когда не пишется, не рисуется и не придумывается.
На что это похоже
Тупик сложно описать. Для меня это не просто отсутствие вдохновения. Больше похоже на то, что ты неожиданно разучился говорить. Садишься писать статью, а вместо неё выходят какие-то неказистые, угловатые фразы. Их самой себе-то неловко прочитать — не то что кому-то показывать. Стыдно, но я до сих пор до конца не представляю, как правильно выходить из этого состояния. Оно может длиться неделями, а ведь работу надо делать уже сегодня.
Известный хореограф и автор книги «Привычка к творчеству» Твайла Тарп называет творческий ступор ямой. Это когда вы едете-едете, а тут бац — яма. Вы пытаетесь выбраться, мотор ревет, колеса крутятся. Но все бесполезно. Только больше застряли. Мир вокруг вращается, все куда-то спешат, солнце также встает и заходит. Но вы ничего не замечаете. Перед вам только лист и горстка слов, которые невозможно собрать.
Как вы там оказались?
Попасть в яму можно по разным причинам:
- неудачный замысел. Такое бывает: возможно, в идее было недостаточно пользы, хромал сюжет или тема стала неактуальной;
- не то время. Сверьте часы с миром: если люди не готовы к вашей задумке, вряд ли что-то получится;
- привычные методы. Жизнь меняется и вы меняетесь — это надо учитывать. Фраза «Мы всегда так делали» не подходит современному миру. Иногда привычный ритуал теряет силу, и пора заменить его новым;
- обстоятельства. Иногда просто не везет. Воля судьбы — не иначе.
А что делать-то?
Чтобы преодолеть творческий тупик, надо пройти три важных этапа: увидеть, признать, выбраться.
1. Увидеть
Иногда вы до последнего момента не понимаете, что попали в яму. Каждый месяц вы писали цикл статей для журнала, а через пару недель понимаете, что это полная чушь. В эту ловушку чаще попадают те, кто работают в одиночестве: рядом нет людей, которые подсказывают, что вы идете не туда.
Заведите новую привычку просматривать свои работы. Обращайте внимание на то, что придумывали в начале и как выглядит продукт сейчас. Так вы не потеряете ориентир и научитесь исправлять ошибки.
Выход близко. — Источник
2. Признать
Итак, вы увидели яму. Пора признать, что всё, что вы делали, было в корне неверно. Иронично, но осознание своей неправоты сложнее дается дисциплинированным и трудолюбивым людям. Слишком тяжело остановиться и прекратить процесс. Я так с великим упорством одолела 800 страниц романа «Волхв», который (да простят меня его фанаты) мне не понравился ещё вначале. Не смогла остановиться, даже когда прочитала 400 страниц. «Осталась всего половина, — думала я. — Неужели же зря тратила время?»
3. Выбраться
Признать свою ошибку — полдела. Найти решение — самая важная и в то же время приятная часть. Одолев эту задачу, вы сможете двигаться дальше.
Как выбраться из ямы
Посмотрите вокруг и попробуйте несколько способов, которые могут помочь исправить ситуацию.
Измените среду
Может, дело в окружающей среде, в которой вы находитесь? Тогда выходите на улицу. Взгляните на небо. Вдохните. Выдохните. Прогуляйтесь. Возьмите с собой плеер. Включите любимую песню. Улыбнитесь. Вам стало лучше? Если да, то это была всего лишь небольшая ямка, из которой вы сумели выбраться.
Но когда вокруг все прекрасно — вы работаете на берегу океана, в гамаке, под пение птиц, — а в голове только перекати-поле, всё гораздо серьезнее. Кажется, вы попали в большую яму. И работать с ней надо тщательно.
Найдите новую идею с помощью агрессивной квоты
Поставьте масштабную цель сгенерировать много-много идей. Мы так делали в Марафоне 2.0: предлагали людям придумать 100 желаний. Поначалу все были возмущены. «Как можно придумать 100? Давайте хотя бы 10». Первые 10-20-30 желаний были серьезными: сменить работу, переехать, выйти замуж, купить дом, полететь на Гоа.
100 желаний участника мифовского Марафона 2.0. Автор фото: Yuliya Morozova @jasssminita
Отключите критическое мышление и озвучьте всё, что приходит в голову. Во-первых, так развивается гибкость и живость ума. Во-вторых, перебирая идею за идеей, вы точно найдете «ту самую».
Переставьте все вокруг
Когда привычная схема не сработала, пора что-то изменить: передвинуть главы, поменять местами героев. Это похоже на перестановку вещей в доме: посмотрите, когда диван поставили в другой угол, стало так много места! То же самое с идеями:
- определите неработающую концепцию;
- выпишите на бумагу решения;
- измените их;
- начните действовать.
Это упражнение полезно делать не только в яме. Проверяйте свои идеи в процессе работы — тренируйте нешаблонное мышление и фантазию.
Из ямы — в колею
Где-то недалеко от ямы находится колея — лучшее место в мире. Это когда начальник говорит вам: «Да ты в ударе»! Работа идет легко и непринужденно. Новые идеи появляются без труда.
Если вы попали в колею, у вас все получается легко и непринужденно.— Источник
Забавно, но оценить колею невозможно в режиме «здесь и сейчас». Вы просто не замечаете, когда находитесь в ней. Осознание, что это был звездный час, приходит гораздо позже.
Как войти в колею
Чтобы войти в колею, нужно совершить некий прорыв или использовать несколько проверенных способов.
Близкий по духу материал
Вдохновение можно найти в определенном стиле музыки, жанре текста или направлении живописи. Твайла Тарп рассказывает, что использовала в ранних постановках стиль мастеров джаза. Он был созвучен с её внутренним состоянием и помог создать несколько успешных постановок.
Идеальный партнер
Иногда работа в паре заряжает и помогает создать гениальные проекты. Когда мы с подругой на пару писали в университетскую газету, это было сложно, но круто: статьи выходили отменными. Хотя мой пример не так впечатляет, как творчество Моцарта. Три оперы, которые он создал с Лоренцо да Понте — «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» — фантастические. Безусловно, Моцарт сам мог сотворить нечто великое. Но в работе с партнером он получил новый опыт и использовал его, чтобы отточить мастерство.
Фишка
Найдите свой коронный жанр или придумайте «фирменного» героя. Если вы обожаете петь народные песни, сконцентрируйтесь на этом. Если вам нравится писать о себе, создайте серию статей о личном опыте. Писатель Джон Апдайк нашел своего героя — Гарри Энгстрома по прозвищу Кролик — и написал про него четыре романа. Именно в них писатель вывел мастерство на новый уровень и проявил всю мощь своего таланта.
Джон Апдайк нашел своего героя и написал четыре романа о Гарри Энгстроме по прозвищу Кролик. — Источник
Это не значит, что нужно забыть о других направлениях. Просто чтобы попасть в колею, нужно «разогнаться», поймать ритм и выйти на новый уровень. Для этого важно делать то, что приносит вам удовольствие.
Ямы и колеи — две стороны одной медали творчества. Они неизбежно выпадают каждому. Можно лишь упорно работать над собой. Тогда вам будет все по плечу, и вы сможете придумать что угодно: новый макет сайта, рекламу кофейни, маркетинговый план на год или роман на 500 страниц.
По материалам книги «Привычка к творчеству»
Обложка поста Matthew Henry