У нас вышла книга-сказка «Лиса и заяц» — это графический роман художника-иллюстратора Игоря Олейникова, который работал в киностудии «Союзмультфильм» над знаменитыми фильмами «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Мартынко».
Мы поговорили о самом романе, как он был придуман, о скрытых смыслах и о том, как оставаться «голодным» художником и начать наконец рисовать.
Лариса: Почему выбор пал именно на такую, русскую сказку?
Игорь: Перед этой книгой я делал другую — о сказках Даля. И там была эта сказка про лису и зайца. Когда я решил сделать графический роман, то подумал, что это должна быть очень известная история, но рассказанная совершенно по-новому. И как раз в этой сказке все сошлось.
Я пытался искать другие сказки, но не нашел лучше. Именно эта — самая выразительная. Здесь и яркий конфликт, и звери выразительные, и характеры. Борьба добра со злом, где зло — это лиса, существо в фольклоре ифернальное недоброе , а добро — петух, который прогоняет нечисть.
Лариса: Я прочла множество трактовок вашей сказки: кто-то считает, что это история про то, чтобы научиться противостоять тому злу, которое есть в мире. Была также версия, что петух — это феникс, созидательная энергия огня и книга привязана к нынешнему году петуха. Но о чем сказка на самом деле? Про что она?
Игорь: Про страхи, которые есть во всех нас. И про то, как с помощью этих страхов манипулируют нами. Каждый подвержен страхам в той или иной степени, и я сам тоже. Кстати, эта идея не сразу ко мне пришла. Сначала это была просто выразительная сказка, а потом я понял, что это ведь о наших страхах.
Каждый герой сказки чего-то боится, а лиса манипулирует ими через эти страхи. Она каждому проецирует его собственный страх. Собака — это военный, а каждый военный побаивается вышестоящего. Поэтому лиса в образе генерала. Медведь — уголовник, и его пугают полицией. Бык сбежал с арены. Но и лису взяли таким же страхом — смертью. Петух с косой олицетворяет этот страх. Он напяливает на себя череп лисы, там даже хвост есть , с рыжей кисточкой на конце.
Лариса: Столько мелких отсылок, значений! Похоже, мне нужно получше присмотреться к каждой картинке.
Игорь: Да, тут надо смотреть в картинку и включаться. Эту книгу нельзя просто пролистать и все. Здесь надо немножко подумать. Эта сказка не для детей, да и не для всех взрослых. Кстати, в книжке есть текст самой сказки, который проясняет происходящее. Сказка должна вызывать много вопросов. По сути, это такой социальный графический роман и для современной России тема очень актуальна.
Лариса: Сколько у вас ушло времени на работу над книгой? Как вы ее писали?
Игорь: Над книгой я работал месяца два, наверное. Очень быстро, потому что для меня это было одно сплошное удовольствие, поток позитива.
Как я ее рисовал? Я вообще люблю брать книжку и вытаскивать из нее скрытый смысл, находить второй, третий, четвертый слой. Садишься на диван с блокнотиком, начинаешь чиркать, и вдруг начинают лезть мысли. Плюс к этому, конечно, у меня была большая практика на Союзмультфильме, 30 лет все-таки в анимации. А там надо постоянно что-нибудь придумывать.
Я такую книжку еще не делал никогда. Та книга, над которой работаешь с наибольшей самоотдачей, та и самая любимая. На сегодняшний день именно эта сказка про лису и зайца — такая.
Лариса: Обычно писатели, художники и режиссеры вшивают какие-то секретики и т.д. У вас в книжке есть какие-то такие вот вшитые штучки?
Игорь: Сейчас припомню. Начиналось у меня с того, что некто стоит и рассматривает фотографию домика. Со спины мы не видим, кто это. И потом начинается история. Позднее, в самом конце картинка раскрывает нам, что этот некто — дворник с лопатой. Отъезжаем, а это лиса. Лиса, которая работает дворником теперь.
По сюжету лиса собирает деньги со своих родственничков и незаконно строит гигантскую надстройку, превращая дом в общежитие, которое сдает и использует для собственного обогащения. А потом ураган, который все разрушил, и теперь родственнички разоряют лису своими исками. В общем, тут еще экономическая подоплека была.
Кстати, во всех вариациях сказки нет концовки, где петух бы отпустил лису. Такая сказочка веселая, добрая, но в конце обязательно петух зарубил лису. Почему зарубил, почему он не мог ее отпустить? И мы думали с издателем: отпустить или же зарубить? Все-таки решили сделать как в сказке и зарубили ее. В конце книжки могила, а на ней тень зайца. Если в начале тень лисы на зайце лежит, на обложке, то здесь тень зайца на лисе. Такой вот круговорот.
Лариса: Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать художником, начать рисовать, но почему-то боится?
Игорь: Главное, не бойтесь. Вот и все. Хотя это очень трудно. Очень многие боятся упасть в своих глазах, понизить свою самооценку, когда услышат — нет, это нам не подходит. Боятся получить отказ. Я вижу, что это присутствует почти у всех молодых. Надо быть очень смелым, чтобы этого избежать.
У меня даже есть пример про женщину, которая работала на Союзмультфильме в одно время со мной. Она была ассистентом режиссера и не умела рисовать, но страшно хотела научиться. Один ее знакомый художник начал ставить ей натюрморты, и она стала рисовать, наплевав на всякое общественное мнение. И эта женщина стала совершенно замечательным художником, вошла в Международный союз художников, ее картины выставлялись на именитых выставках. Она смогла все это сделать просто потому, что ей чихать было на всякое мнение.
Лариса: А как вы сами преодолели эти страхи? Или, возможно, просто огромная любовь к этому делу была?
Игорь: Во-первых, я всегда очень любил рисовать, всегда. И если уж быть честным, меня отец пинком под зад выгнал из проектного института, где я работал инженером у него в отделе. Придал мне решимости действовать. Так я попал на Союзмультфильм. А дальше пошло уже само.
Лариса: Как вы думаете, что губит талантливых художников чаще всего?
Игорь: Губит, художник перестает развиваться. Я тоже, конечно, трудно перехожу на новое, но я хоть пытаюсь. Губит, когда начинаешь механически работать.
Лариса: Есть такая известная фраза, что художник должен быть голодным. В каком плане вы ее понимаете, что это для вас?
Игорь: Это не физический голод ,это желание работать,искать что-то новое (физически конечно надо быть сытым, так как будучи голодным возьмешься за что угодно лишь бы заработать). Желание ,как и движение, есть жизнь. Говорят, старость наступает тогда, когда исчезают желания. У меня пока еще есть желание работать.