Книжный клуб
Червь сомнения в яблоке творчества: как общаться с внутренним критиком
14 сентября 2017 5 826 просмотров
Книжный клуб
Червь сомнения в яблоке творчества: как общаться с внутренним критиком
14 сентября 2017 5 826 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Внутренний критик — существо непростое. Порою в контрах с ним проходит вся твоя болдинская осень, за ней зима — а ни одного шедевра не создано. И до мировой славы — как до Меркурия. Почему Меркурия? Потому что:

а) невыносимые температуры,

б) места мало,

в) год длится всего 88 земных суток.

Нужно быть сверхроботом, чтобы выдержать такое. Впрочем, это я начитался научпоповских книжек МИФа, вот и утянуло в астрономию. Вернемся, как говорится, к нашим баранам. То есть внутренним критикам.

Немного личной предыстории

В третьем, наверное, классе нам задали написать четверостишие на свободную тему. Этакая творческая удочка в зарождающийся океан дальнейшей жизни. В общем-то справились почти все: потому что у одних внутренний критик ликовал от первого опыта стихосложения, а у других еще не умел разговаривать. Роль внутреннего критика взяла на себя внешний критик — наша учительница. Конечно, она хвалила — а что можно делать, как не хвалить?

Вывод: есть ситуации, когда внутренний критик не нужен.

Еще немного истории

Классе в пятом друг попросил меня написать ему стихотворение о папуасах. Мне иногда кажется, что забыл он о своей просьбе чуть раньше, чем озвучил ее. Но я-то не забыл — и две недели писал о папуасах, а потом пришел к заказчику. Друг вспомнил о просьбе, сказал «Круто!», потому что там были рифмы, а это имеет какое-то магическое влияние на большинство людей, и снова забыл.


Червь сомнения в яблоке творчества: как общаться с внутренним критиком

Мой внутренний критик тогда был мал и безголос, а потому снова свою роль сыграл критик внешний — мой друг. Разумеется, невзыскательный, но на первых порах этого достаточно.

Вывод: ситуаций, когда внутренний критик не нужен, довольно много.

Третья история из школы

В 11-м классе я не умел справляться с заданным объемом сочинений — всегда выговаривался на меньшем количестве страниц. Узнав, что можно писать сочинения в стихах, сразу понял, что это находка и спасение: вместо 6 листов требовалось всего полтора. Мой внутренний критик помалкивал — потому что опыт написания выпускного сочинения в стихах был уникальным чуть ли не в масштабах района.

Вывод: когда делаете то, чего никто не делал, внутренний критик тоже не нужен.

Околозолотая середина: самая противная

Когда вы и ваш внутренний критик примерно равны (но не равны в точности) в габаритах, этот период надо перетерпеть. Если такая ситуация продолжается большое количество времени, значит что-то не так: комфортное равновесие просто обязано настать.

Когда критик чуть весомее вас, очень сложно написать даже строчку.

Для внутреннего критика молчание — золото, но с одной поправкой: это должно быть ваше молчание.

Если весомее вы, это так же нехорошо. Тогда уже внутренний критик не сможет произнести ни слова против вас — и можно нести любую ахинею. Как тут не вспомнить об эффекте Даннинга — Крюгера. Это когда некомпетентные люди настолько некомпетентны, что даже не знают о своей некомпетентности. Настоящая беда многих организаций.


Околозолотая середина: самая противная

Равновесие

С годами мой внутренний критик набирал в весе и обретал голос. В какой-то момент я осознал, что это как ребенок, обгоняющий в росте родителей. И гневно басящий на них с высоты. Непорядок, естественно подумал я. Тем более, если разобраться, это никакой не ребенок, а я сам, просто иногда психиатрически разговаривающий сам с собой. А с собой надо дружить.

Поэтому я не борюсь с внутренним критиком. У нас достаточно опыта, чтобы договариваться. Но для этого нужно пройти вместе какой-то путь.

Все картинки в посте отсюда.

Похожие статьи