Лето — отличное время для фотоэкспериментов. Это время, когда можно гулять всю ночь, выезжать на природу с палатками и путешествовать, узнавая мир за пределами своего родного города. Мы подготовили для вас подборку советов из наших книг по фотографии, чтобы вы могли удивить друзей необычными кадрами. Одно условие — играть будем со светом!
Почему свет?
Время суток влияет на то, как будет выглядеть объект вашей съемки на фотографии: с жестким контуром или мягким, в теплых тонах или холодных, с живописными деталями или резкими контрастами. Многие фотографы говорят, что свет — главное. Он раскрашивает мир и творит чудеса даже с привычными вещами. Он может создавать необыкновенную атмосферу.
Выбор удачного времени суток
У света есть три важные характеристики: яркость, цвет и направление. Все они проявляются с разной интенсивностью, зависящей от времени суток. И все определяют настроение, которое имеющийся свет придает композиции. Внимательное изучение этих характеристик поможет успешно передавать эмоции через фотографии.
Автор книги «В поисках кадра» Брайан Петерсон в качестве примера приводит снимки Национального мемориала ветеранов Второй мировой войны и здание Конгресса США на Капитолийском холме в Вашингтоне. Верхние снимки сделаны при «обычном» послеполуденном свете. Фотографируя в это время суток, получаешь кадры, знакомые большинству туристов.
Как видно из двух других примеров, при тусклом свете получаются гораздо более интересные кадры. Снимки были сделаны в сумерках, когда большинство людей уже ужинают или смотрят телевизор.
Иллюстрация из книги «В поисках кадра».
Иллюстрация из книги «В поисках кадра».
Поставьте себе цель запечатлеть определенный объект два дня подряд — за 30 минут до рассвета или через 20 минут после, — и вы увидите, насколько разным будет свет.
Иллюстрация из книги «В поисках кадра».
Иллюстрация из книги «В поисках кадра»
Контражур и загар
Если желаете подзагореть, пока работаете, идеальный вариант — освещение, падающее на объекты съемки сзади. Контровый свет возникает, когда солнце освещает объект съемки сзади и падает прямо вам на лицо, пока вы фотографируете. При этом вы стоите лицом к солнцу. Большинство освещенных сзади объектов отображаются как силуэты.
Полупрозрачные предметы — листья, перья, воздушные шары — замечательные объекты для съемки с контровым светом: он подчеркнет и цвета, и затейливые узоры.
Иллюстрация из книги «В поисках кадра»
В любую погоду
Плохо освещенные объекты не проблема для чувствительных матриц современных цифровых фотокамер, но интересный снимок может получиться и на смартфон.
Фотография ниже была сделана рано утром на площади Святого Марка автором книги «Язык композиции» Альбрехтом Рисслером.
Иллюстрация из книги «Язык композиции».
Темная сторона света
Ночная Венеция — прекрасная возможность изучить город без суеты и идеальное время для съемок. Хорошо, если у вас есть современная цифровая фотокамера: она без проблем справится со слабым освещением и вытянет детали, недоступные невооруженному взгляду. Важно сделать несколько снимков одного и того же объекта, чтобы потом выбрать из них резкий и композиционно правильный.
Иллюстрация из книги «Язык композиции».
Ниже — ночная фотография оливкового дерева на острове Крит. Сделана почти в полной темноте.
Иллюстрация из книги «Язык композиции».
Чудодейственный свет
Отсутствие цвета и небольшой диапазон тонов способны успокаивать. Этим снимком автор книги «Магия кадра» Джек Дайкинга хотел показать, как Межплеменной совет дикой природы синкионов охраняет и возрождает дикую природу ручьев, создавая запруды, чтобы содействовать миграции рыб. Свет — мрачный и слабый, а когда в кадр хлынул туман то белая кора, желтые цветы, зеленые берега и их отражение в ручье слегка поблекли.
Иллюстрация из книги «Магия кадра».
Свет способен притягивать и удерживать взгляд. В горах Санта-Рита посреди пустыни Сонора в Аризоне есть возвышенность, которую называют Слоновьей Головой. Когда Дайкинга работал над кадром, в прорехи облаков заглядывало солнце, и он заметил, что луч света ползет по земле, словно прожектор. Дождавшись нужного момента, он сделал отличный снимок.
Иллюстрация из книги «Магия кадра».
Тепло или холодно
Свет придает изображению цвет. Холодный синий спектр проникает в тени, а теплые тона заполняют участки, освещаемые прямыми лучами солнца.
Иллюстрация из книги «Магия кадра».
Изображение может производить разное впечатление в зависимости от того, какую гамму цвета вы выберете: теплую или холодную. Вы можете наполнить фотографию ощущением прохлады или тепла. Иногда можно противопоставить один цвет другому, их соседство даст интересный эффект.
Иллюстрация из книги «Магия кадра».
Подчеркнуть форму
Свет определяет форму, поэтому очень полезно наблюдать за тем, как он перемещается и как при этом преобразуется объект. Идя по небосклону, солнце меняет общий облик ландшафта.
Простая игра света и тени на кактусе выглядит на двух снимках по-разному и производит разное впечатление. На первой фотографии запечатлен жесткий верхний полуденный свет, а на второй видно, что солнце слегка переместилось и свет падает на объект сзади.
Иллюстрация из книги «Магия кадра».
Иллюстрация из книги «Магия кадра».
Удачной фотоохоты!
По материалам книг «В поисках кадра», «Язык композиции», «Магия кадра».
Обложка поста: иллюстрация из книги «Язык композиции».