Кто изобрел велосипед? Что такое «гран-би»? Как появились отряды велосипедистов, которые участвовали в военных действиях? Каким образом велосипед изменил положение женщины в обществе? Ответы на эти вопросы я нашла в графическом романе французского художника Оливье Милано «На двух колёсах». И оказалось, что я ничего не знаю о велосипедах.
ВЕЛОФАКТЫ
Велосипед без педалей
В 1817 году Карл Дрез изобрёл первый велосипед, который был оснащен седлом и рулём. Устройство называли «машиной для бега» или дрезиной. У него не было педалей: приходилось всё время держать ноги поднятыми. Сегодня первый велосипед тоже можно найти. Его называют беговел: он помогает детям научиться держать равновесие.
Что такое «гран-би»
В 1870 году появился новый велосипед с огромным передним колесом. Его называли «гран-би», «пенни-фартинг» или просто — большеколёсный велосипед. Из-за диаметра переднего колеса скорость «гран-би» развивал большую скорость. Хотя забраться на «гран-би» и сохранять на нём равновесие мог только настоящий акробат. Многие падали с него на землю. Популярность «гран-би» была недолгой, но внесла вклад в развитие велосипеда.
Велосипед и женщины
«Велосипед сделал для эмансипации женщины больше, чем всё остальное вместе взятое», — писала в газете New York Times борец за гражданские права женщин Сьюзен Энтони. В 1889 году женщины получили право не просто крутить педали, а право ехать куда хотят, с кем хотят и когда хотят. Первое время женщина на велосипеде вызывала яростную критику в консервативном обществе. Появились специальные велосипеды для женщин — с низкой рамой и устройством для держания юбки. А затем велосипед радикально изменил стиль женской одежды: кататься в платьях было жутко неудобно, поэтому барышни начали носить шаровары и брюки с начёсом по колено.
Велосипеды в армии
Велосипеды использовали даже в военных целях. В 1875 году в итальянских войсках велосипедисты передавали военные приказы. В 1894 году французский промышленник Шарль Морель и лейтенант Анри Жерар объединили усилия и разработали модель складного велосипеда. Его использовали русская, французская и румынская армии. А с 1913 года во французской армии появились целые отряды велосипедистов. Во время Первой мировой войны они регулярно участвовали в военных действиях.
Да простит меня создатель велосипеда, но как же я недооценивала этот транспорт! Книгу я прочитала за час. Иллюстрации пересматриваю до сих пор: обожаю мелкие детали, которыми наполнены картины Милано. Дама на балконе поливает цветы, мальчик сломя голову едет на велосипеде, кот гуляет по крыше французской бакалеи. Книга Оливье Милано красивая, простая, наполнена историческими фактами. А ещё после неё жутко хочется прокатиться на велосипеде.
По материалам графического романа «На двух колёсах»
Обложка поста: pexels