Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Интересные научные ответы на простые вопросы
16 апреля 2017

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Что такое страх? Зачем собакам нужен хозяин? Возможно ли бессмертие? Разговаривают ли животные? В бестселлере «Простые вопросы» Владимир Антонец, профессор, доктор физико-математических наук и кандидат биологических наук, дает доступные, но в то же время научные ответы на самые разные вопросы об устройстве мира. Сегодня в рубрике «Интеллектуальный час» делимся интересными фактами из этой книги.

Что такое страх?

Страх — одна из главных наших эмоций. Чувство страха возникает условно-рефлекторно, помимо воли. Он может проявляться в форме волнения, беспокойства, опасений, тревоги, собственно страха, испуга и, наконец, ужаса.

У испуганного человека искажается лицо, движения становятся суетливыми или, наоборот, заторможенными. Происходит изменение силы и частоты сердцебиений, меняются характер дыхания и выделение желудочного сока, потеют ладони. Из-за изменения кровообращения люди бледнеют или краснеют. 

Естественный страх необходим человеку. В нем эмоционально закодирована информация о возможной опасности, что позволяет избежать встречи с ней. Естественные страхи человека могут быть инстинктивными, как и у животных, или социально обусловленными.

страхИсточник

Один из крупнейших психологов и нейрофизиологов ХХ века Дональд Хебб изучал возникновение страха у шимпанзе. Он показывал им различные тестовые объекты, например: гипсовые слепки головы шимпанзе и человека, манекен ребенка человека и детеныша шимпанзе, находящегося под анестезией. До возраста четырех месяцев у обезьян не возникало никаких признаков страха. После этого страх вызывали лишь знакомые объекты в незнакомом виде.

Шимпанзе приходили в ужас от вида моделей отдельных частей тела человека. Пугали их и анестезированные шимпанзе, так как вид тела не подкреплялся характерными звуками и движениями. Такой же Хебб считал природу страха человека перед мертвыми телами.

манекенИсточник

Вообще, недостаток чувственной информации, или сенсорный голод, называемый также сенсорной депривацией, сильно влияет на возникновение страха. Известно множество опытов, когда добровольцев с помощью различных способов изолировали от звуков, света, прикосновений, запахов, перепадов температур и т. д. Подопытным становилось не просто скучно, как можно было бы ожидать, — они теряли чувство времени, ориентацию в пространстве, не могли решить даже очень простые задачи, у них начинались галлюцинации.

В тех опытах, где поток сенсорных стимулов был особенно мал, даже самые крепкие добровольцы в страхе просили прекратить опыт буквально через несколько часов, а менее крепкие не выдерживали и часа. Сенсорный голод может быть причиной страха и в обыденной жизни. Он может возникать от пребывания в замкнутых пространствах, например в тюремных камерах, в малых коллективах, а также при заболеваниях органов чувств. Последние исследования близнецов и двойняшек показывают, что на возникновение страха влияет генетическая предрасположенность.

Кроме инстинктивных природных страхов бывают и социально обусловленные. Самый главный из них — страх ответственности, страх перед любой неудачей. Буквально за несколько месяцев он может привести к гипертонии, атеросклерозу, язве желудка, инфарктам и инсультам. Он унес больше человеческих жизней, чем все войны на Земле.

Кроме естественных инстинктивных и социальных страхов существуют страхи, вызываемые заболеваниями. Они называются фобиями. Для их преодоления необходимо лечиться. Важнейшее же свойство естественного страха в том, что он может быть осознан. И это главный способ победить его. Мы победим страх, как только трезво осознаем его причину.

Как возникает смех?

Наверное, нет людей, которые не любят смеяться. Известно много, правда, не очень достоверных свидетельств о пользе смеха для здоровья. Но откуда же он берется? Наука всерьез занимается этим вопросом. Существует даже международное общество по изучению юмора, которое начиная с 1988 года проводит ежегодные научные конференции.

Научные материалы о смехе совсем не веселы, но часто бывают любопытны и удивительны. Первым, кто задумался о природе смеха, был Аристотель. Он определил смешное как «некоторую ошибку и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».

Удивительно, но именно это определение и лежит в основе современных теорий смеха, хотя выделенных его видов насчитывается довольно много. Например, известный ученый Владимир Пропп выделил шесть видов смеха, определенных в основном по психологической окраске: насмешливый, добрый, злой, жизнерадостный, обрядовый и разгульный.

смехИсточник

Человеческие эмоции — это отклики на соответствующие им по прагматическому значению события. Неприятное вызывает огорчение и неприязнь, что-то удивительное — интерес, а страшное — испуг, ужас. Парадокс смеха в том, что он не соответствует событию (предмету), которое его вызвало.

Смех, несомненно выражающий приятное, радостное чувство, при пристальном рассмотрении оказывается ответом на событие, в котором человек уловил, помимо всего прочего, нечто достойное осуждения и отрицания, но не несущее в себе опасности. Одновременное ощущение опасности или дефекта и осознание их незначимости и преодолимости порождают особую сложную эмоцию, вызывая смех.

Реакция на опасность имеет мимическое отражение, основной частью которого становится гримаса, сопровождающаяся оскалом, который обнажает зубы. Мимика улыбки и смеха, таким образом, оказывается сглаженной формой оскала недовольства. В ней «ослабленный» вариант агрессии соответствует меньшей доле увиденного зла. Сходство мимики смеха и плача было замечено еще Леонардо да Винчи: «Тот, кто смеется, не отличается от того, кто плачет, ни глазами, ни ртом, ни щеками, но только неподвижным положением бровей, которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется».

Эмоцией, противоположной смеху, при таком подходе оказывается стыд, который, как и смех, отличает необходимость осмысления. Но стыд обращен не к внешним объектам, а на себя самого. И если смехом можно поделиться, то стыд пережить можно только самому. Многие наблюдатели отмечают, что смех лучше всего раскрывает человека, так как показывает, над чем и как человек смеется и как он способен страдать или гневаться.

Известен случай с американским психологом Норманом Казинсом, который имел смертельный диагноз — коллагеноз. Казинс попросил перевести его в гостиницу и принялся один за другим смотреть комедийные фильмы. Через несколько дней почти непрерывного смеха его перестали мучить боли, а анализы улучшились. Вскоре он поправился и смог вернуться к работе. Поэтому — смейтесь на здоровье!

Разговаривают ли животные?

Когда такой вопрос был сформулирован, то довольно быстро выяснилось, что он чрезвычайно важен для самих людей и для понимания их места в мире. Владение речью, умение думать и переживать считаются важнейшими отличиями человека от всего остального живого мира. Многочисленные исследования подтверждают, что эта граница не так резка. И, как показывает опыт, люди крайне неохотно признают это.

Когда начались исследования вопроса, умеют ли животные разговаривать, то оказалось, что лингвисты и этологи, то есть специалисты, изучающие поведение животных, по-разному понимают, что такое язык. Мало того, и сами лингвисты спорят о том, что такое язык, отстаивая непримиримые позиции. Поэтому было непонятно, что же должно уметь делать животное, чтобы люди убедились — оно умеет пользоваться речью.

Исключив из рассмотрения животных и птиц, способных к подражанию человеческой речи, ученые пытались обучить разговаривать обезьян. Вообще, попытки научить обезьян разговаривать известны давно. Однако среди млекопитающих лишь у Homo sapiens, то есть у человека, анатомия рта и гортани обеспечивает полноценную речь, поэтому обезьян в лучшем случае удавалось обучить произносить несколько простых слов.

В 1966 году американские психологи Алан и Беатрис Гарднеры взяли на воспитание десятимесячную самку шимпанзе по имени Уошо и попытались обучить ее упрощенной версии языка американских глухонемых — амслену. Через три года Уошо овладела 130 жестами и очень к месту их применяла, часто объединяя в предложения.

шимпанзеИсточник

Она шутила, ругалась и выдумывала новые слова. Слово «открыть» она применяла сначала к дверям дома, шкафа и холодильника, а потом и к коробкам, ящикам, кастрюлям и бутылкам и в конце концов попросила открыть водопроводный кран. Она умела говорить «ты дать мне», «я дать тебе». Служителя, не давшего ей воды, она назвала «грязный Джек». Слово «грязный» она так же, как и позже другие обезьяны, употребляла по отношению ко всему, что не любила. Например, признанный гений — горилла Коко — говорила нелюбимому служителю: «Ты плохой грязный туалет». Посмотрите ролики с Коко в интернете. Она говорит: «Я хорошая горилла Коко. Вы можете помочь мне».

Животные очень сообразительны, и поэтому их реакция на слова может быть обусловлена дрессировкой, то есть как на сигнал к ожидаемому действию. Многие ученые придерживались такой скептической точки зрения и сами работали с обезьянами. Но и их исследования подтверждали, что обезьяны умеют реагировать на слова как на символы и умеют делать обобщения.

Оказалось, что обезьян можно научить не только языку жеста. Например, знаменитого карликового шимпанзе Канзи обучили пользоваться клавиатурой, при нажатии клавиш которой на мониторе появляется условный значок слова. Глядя на экран, Канзи научился беседовать с человеком. Затем значки стали сопровождать звучанием слов. Канзи обучился и этому. Ему можно позвонить по телефону и попросить выполнить задание.

Люди до сих пор сомневаются, могут ли обезьяны разговаривать, как человек. Сами же обезьяны считают по-другому. Уошо называла себя человеком, а других шимпанзе — «черными тварями». Человеком считала себя и Вики, которая при сортировке фотографий животных и людей всегда клала свой портрет в стопку «люди». Так что, когда вы слышите вопрос: «Умеют ли животные разговаривать?» — не говорите сразу «нет».

Зачем собакам нужен хозяин?

Убеждение, что собакам нужен хозяин, основано на часто (но не всегда!) наблюдаемой привязанности и преданности собак, а также на том, что сам человек воспринимает себя как хозяина. Но хозяин — это чисто человеческая, социально-психологическая категория, и она не может быть автоматически перенесена на собак, поскольку социально-психологическая жизнь собак сильно отличается от человеческой. Точный ответ на этот вопрос дают науки, называемые зоопсихологией и этологией.

Основоположником зоопсихологии стал знаменитый русский дрессировщик Владимир Дуров. Он создал совершенно новый метод дрессировки, основанный на развитии способностей и склонностей животного к различным действиям. Для этого Дуров изучал психологию разных животных и способы их поощрения. Потом из этих действий конструировал сценки, которые зрители интерпретировали в своих привычных понятиях и обычно смеялись или умилялись. Со временем Дуров начал читать лекции по зоопсихологии.

Этологию же, науку о поведении животных, создал австрийский ученый Конрад Лоренц, лауреат Нобелевской премии 1973 года. Основы этологии Лоренц заложил в работах,  выполненных незадолго до Второй мировой войны. Он продолжал работать над ними и во время службы в армии, и даже в советском плену. Там ему приходилось писать гвоздем, смоченным в растворе марганцовки, на бумаге от цементных мешков. Но самое поразительное, что эти записи ему (в такое-то время!) позволили вывезти из Советского Союза.

лоренцКонрад Лоренц известен тем, что открыл явление импринтинга, изучая поведение серых гусей. Источник

Вот как Лоренц объясняет все многообразие собачьих характеров, основанных на двух разных источниках преданности. В истории было два периода одомашнивания собак. Древние домашние собаки восходят к шакальим. Их приручение привело к тому, что зависимость щенка от матери, характерная для детства, стала распространяться на всю собачью жизнь. Собака из шакальих воспринимает своего хозяина как родителя.

Второй, более поздний период одомашнивания связан с продвижением человека на север. В это время его уже сопровождают зависимые от него домашние собаки. За счет скрещивания в их жилы попадает кровь волчьих. Это многое меняет.

В детстве их преданность имеет ту же природу, что и у шакальих, — зависимость от родителя. Когда наступает взросление, эта зависимость проходит, и вот уже время вписаться в стаю. Волки, в отличие от шакалов, не едят падаль, они охотники и вне стаи выжить не могут. Поэтому волк должен либо стать вожаком, либо подчиниться и стать беззаветно преданным вожаку и безоговорочно поддерживать членов стаи, соблюдая, однако, иерархию. Собака с преобладанием волчьей крови воспринимает хозяина либо как вожака (если он сумеет занять такую позицию в переходном возрасте собаки), либо как члена стаи с иерархией выше или ниже собачьей.

Когда мы решаем завести собаку, должны задуматься, какую роль нам предстоит играть. Сможем ли быть заботливым, терпеливым родителем? Сможем ли стать вожаком? Справимся ли с этой ролью? Какое место в иерархии достанется нашим близким?

Таким образом, точный ответ на вопрос, зачем собаке нужен хозяин, таков: ей нужен либо заботливый родитель, либо вожак. В этом случае и человек сможет чувствовать себя хозяином собаки. Если же ему достанется лишь статус члена стаи, то почувствовать себя хозяином вряд ли получится.

Немы ли рыбы?

Никакой тайны в этом нет. С древних времен те люди, чья жизнь была связана с морем, знали, что рыбы и слышат, и издают звуки. В некоторых странах рыболовные бригады имели специального слухача, который опускался под воду, прислушивался, а потом руководил расстановкой сетей. Большинство же людей были уверены, что рыбы немы, отчего даже возникли пословицы. Например, поэт Корней Чуковский написал в сказке о глупом мышонке: «Разевает щука рот, да не слышно, что поет».

Наличие слуха у рыб было доказано в 1820 году немецким ученым Эрнстом Вебером. Он показал, что у рыб, не имеющих наружного и среднего уха, их функцию выполняет плавательный пузырь, который, подобно барабанной перепонке уха человека, принимает звуковые колебания, распространяющиеся в воде, и передает их четырем парам слуховых косточек, обнаруженным Вебером же и получившим его имя. Впоследствии выяснилось, что на звук реагируют и особые клетки кожи, и боковая линия. Они обеспечивают ориентацию вблизи источника звука.

Научное изучение звуков, издаваемых рыбами, началось в середине ХХ века, когда были изобретены гидрофоны — специальные высокочувствительные устройства, предназначенные для регистрации звуковых волн в воде. Выяснилось, что рыбы в основном «разговаривают» в том же  диапазоне частот, что и человек. Однако наше ухо приспособлено к восприятию звуков только в воздухе, а при переходе звука из воды в воздух он ослабляется в несколько тысяч раз. По этой причине большинству людей и не удается слышать звуки рыб.

рыбыИсточник

В наиболее совершенном аппарате генерации звуков рыбы используется все тот же плавательный пузырь. Он окружен мышцами, разнообразные напряжения которых воздействуют на него, что и приводит к возникновению звуков. Частотный диапазон таких звуков хорошо соответствует диапазону обыкновенных телефонов. Значит, с помощью пузыря можно передавать довольно сложную информацию. Кроме пузыря, рыбы издают звуки трением зубов, костных пластинок и шипов плавников. Здесь уже слышен более широкий частотный диапазон. Еще звуки сопровождают обыкновенные движения, а также возникают при захвате пищи. Так как техника захвата у рыб разная, то и звук получается разный.

Звуки рыб очень многогранны. Они могут быть похожи на барабанный бой, писк, свист, стон, вой, щебет, карканье, скрежет, мычание — словом, все как на Земле. Разные породы рыб могут издавать как разные, так и похожие звуки. Есть обозначение тревоги, брачный призыв, отпугивающий сигнал. Есть звуки, которые рыба издает от боли.

Издавна рыбаки пользуются тем, что подманивают рыб на звук, в точности как охотники делают это с дичью. Об этом можно прочитать у Леонида Сабанеева, русского зоолога и натуралиста. Существуют даже электронные рыбьи манки.

Удивительное явление наблюдается на Шри-Ланке и Амазонке: там рыбы умеют петь так, что эти звуки хорошо слышны в воздухе. На Амазонке поет рыба, похожая на сома: пение напоминает колокольный звон. Петь могут сразу много разных особей голосами разных тональностей.

Доказано, что некоторые рыбы обладают музыкальным слухом. Например, как говорил известный писатель Игорь Акимушкин, при включении ритмичной музыки пескари начинают пританцовывать и в такт вибрировать плавниками. Карпы же под музыку снуют вверх-вниз. Все-таки мы с вами живем в удивительном мире, который надо ценить и беречь!

Из книги «Простые вопросы»

Обложка поста отсюда

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи