Друзья, спешим поздравить с днем рождения известного журналиста и автора замечательных книг Дмитрия Соколова-Митрича. Дмитрий, желаем вам вдохновения, творческих успехов и, конечно же, счастья!
В этот день мы решили вспомнить интервью, в котором Дмитрий рассказывал о идее возникновения книги «Яндекс.Книги», ее структуре и особенностях, а еще о том, почему история Яндекса круче истории Google или Facebook. Почитайте — это интересно.
Почему вы решили написать про Яндекс?
У меня есть хорошие друзья: киносценарист Дмитрий Соболев и кинопродюсер Ирина Смолко. Обычно Ирина делает что-то не ради бизнеса, а потому что ей нравится. Собственно, она год назад предложила мне стать автором документальной книги про Яндекс, где сквозной сюжет про сервис, но при этом максимально широкий диапазон взгляда на умную экономику. Кроме истории Яндекса вкраплены истории успешных стартапов России. Например, Parallels Сергея Белоусова, «Almaz Capital» Александра Галицкого и еще ряд компаний и людей, которые, как нам кажется, незаслуженно малоизвестны. Это скорее книга об экономике мозгов.
Вы считаете Яндекс национальным достоянием?
Да, это цивилизационная вещь, как однажды сказал Аркадий Волож. Успех Яндекса вдохновил огромное количество молодых людей на то, чтобы что-то делать. Имея характер, силу, волю, интерес и талант можно сделать бизнес. Без газа, без нефти. В этом смысле Яндекс — достояние: он транслирует идею своим примером.
Как устроена книга?
Я дал ей название «Яндекс.Книга». Экспозиция будет имитировать структуру сайта, включающего 4 раздела. «Яндекс.Новости» — краткое содержание следующей главы. «Яндекс.Время» — персональная история Яндекса, сделанная по методу запрос-ответ — в качестве главок будут вопросы, начиная от «Кем мечтал стать Аркадий Волож в детстве?», и заканчивая «Кто ходит в гости по утрам?». «Яндекс.Интервью» — серия интервью с людьми, которые непосредственного отношения к Яндексу не имеют, но так или иначе повлияли на развитие IT-бизнеса в стране, например с Сергеем Белоусовым. «Яндекс.Блог» включает мою собственную отсебятину в жанре колонок: ощущения, впечатления, эмоции исследователя, который первый раз погружается в эту тему. Таким образом, это документальная книга, но такая композиция облегчит понимание достаточно сложных вещей.
Скажите, как проходил сбор материала. Вы разговаривали с сотрудниками? Сколько времени проводили в Яндексе?
Вы будете смеяться, но Яндекс непосредственного отношения к этому не имеет: не финансировал и никак не вкладывался. Ира Смолко сама находила деньги. Яндекс до последнего скептически относился к этой идее, и контакт с ними сложился только сейчас. Я писал не соприкасаясь с Яндексом.
Культура Яндекса имеет такое понятие, как химия. Насколько я знаю, они давно хотели, чтобы такая книжка появилось, но попытки ничем хорошим не заканчивались: как они выражаются «не сложилось химии с автором». Я хочу непосредственно войти в контакт с Яндексом, когда книга будет издана. Но во время работы встречался с разными людьми, связанными с компанией, начиная от школьной учительницы и заканчивая их инвесторами и коллегами в Кремниевой Долине. Такой вот нестандартный ход.
Есть ли у вас любимый момент в истории Яндекса? История, которая вас захватила?
Таких историй много. Ключевой момент — когда Яндекс делал выбор инвесторов в нулевых годах. Когда мир понял, что есть Интернет и за ним будущее, но еще никто не понимал, как это будет работать, а деньги уже шли в эту сферу. Те, кто выбирал инвестора по принципу, кто больше даст, проиграл. Яндекс разборчиво отнесся к этому: он искал не тех, кто больше даст, а тех инвесторов, которые были бы заинтересованы в развитии компании.
Они придавали большое значение тому, как сложатся конкретные отношения с конкретными людьми. Яндекс построен на «нашем общем чувстве прекрасного», как говорил один из его основателей Илья Сегалович. Пока это есть, он будет расти.
Вообще, история Яндекса даже круче истории Facebook или Google. Ведь в Америке большая культура построения бизнеса, все более-менее знают, как это делается. В России этого не знал никто, все действовали интуитивно, опираясь на собственные характеры, ощущения и морально-этические вещи. То, что у нас в стране случился Яндекс, это чудо.
История успеха Яндекса в том, что люди действовали не с позиции холодного прагматизма, хищничества, опровергая своим поведением типичные представления о бизнесе. Именно эти решения людей были самыми правильными, благодаря этому они и построили компанию. Таких историй очень много, и они мне больше всего нравятся.
Фото: РБК