Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Два типа мышления: конструктивное и практическое
11 марта 2016 34 791 просмотр

Юлия Скрипник
Юлия Скрипник

Вы когда-нибудь задумывались, что происходит в вашем мозге, когда вы генерируете идеи? При поиске идей — как индивидуальном, так и групповом — одновременно рождаются суждения, оценки и критика. Только люди могут пытаться выступать с новыми идеями, одновременно выдвигая убедительнейшие объяснения того, почему они не сработают. Это примерно как вести машину, давя одной ногой на газ, а другой — на тормоз. Ничто так быстро и в полной мере не иссушает творческий дух, как критическое, оценочное мышление.

Майкл Микалко в книге «Взлом креатива» говорит о том, что секрет продуктивной генерации идей заключается в том, что нужно разделить мышление на две стадии: конструктивное и практическое.

Как это работает

Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Выключите своего внутреннего критика, то есть часть сознания, постоянно объясняющую, почему нечто не сработает или неосуществимо. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и новаторских идей, и критика в это время неуместна.

Придумав побольше идей, измените стратегию. На авансцену должны выступить практическое мышление, оценка и суждение об идеях. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.

image02Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. — Иллюстрация из книги

Количество

Лаборатория Эдисона в Нью-Джерси хранит поразительную подборку сотен вариантов рожков фонографа разной формы, размера и материала. Есть круглые, квадратные, угловые, короткие, тонкие, плоские, а есть извивающиеся, достигающие двух метров в длину. Это собрание отвергнутых идей служит наглядной иллюстрацией мыслительной стратегии Эдисона, подразумевающей исследование всех мыслимых возможностей.

Количество переходит в качество

Увеличение производительности в плане идей требует сознательных усилий. Допустим, у вас есть всего три минуты на обдумывание альтернативных вариантов использования обычного кирпича. Конечно, кое-какие идеи обязательно придут в голову, но опыт подсказывает, что их будет немного: у среднего взрослого на этот счет рождается от трех до шести вариантов. Однако если вам предложить как можно быстрее перечислить 40 вариантов использования кирпича, вы довольно быстро сможете справиться с заданием.

Квота идей

Квота и временные ограничения концентрируют вашу энергию таким образом, что легкость и изобилие идей гарантированы. Квотирование не только более эффективный способ концентрации, но и более продуктивный метод создания альтернатив. Чтобы соответствовать квоте, вы перечисляете как все обычные варианты использования кирпича (постройка стены, камина, поддержка мангала балласт, устройство для закрепления газеты (чтобы не улетела), инструмент для разравнивания земли, материал для скульптуры, дверной доводчик и т. д.): воображение работает на то, чтобы соответствовать заданному количеству.

Томас Эдисон обеспечивал продуктивность мышления, назначая квоты на идеи для себя и своих ассистентов. Так, он установил для себя квоту в одно мелкое изобретение каждые десять дней и одно крупное каждые полгода. Такая квота идей — хороший способ повысить продуктивность мышления: например, 40 идей, если вы обдумываете проблему в одиночку, или 120 теорий, если мозговой штурм проводит целая группа. Заставляя себя придумать 40 идей, вы приструниваете внутреннего критика и записываете все, что придет в голову, в том числе очевидные и слабые варианты.

image00Источник

Первую треть будут составлять все те же старые добрые идеи. Вторая треть окажется уже интереснее, а третья покажет все ваше вдохновение, способность к построению сложных конструкций и любопытство.

Вода из крана, чтобы стать кристально прозрачной, холодной и чистой, должна в течение некоторого времени стечь. Так и мысль должна разогнаться, прежде чем стать подлинно творческой.

Изначальные идеи обычно неверны. Почему именно так происходит, не вполне понятно, но одна из гипотез состоит в том, что знакомые и безопасные решения находятся ближе всего к поверхности, а следовательно, приходят в голову первыми. Творческое мышление зависит от того, насколько удается продлить поток идей, чтобы отсеять привычные малоинтересные и прийти к необычным, требующим воображения.

Упражнение

Ниже приводится список из пяти слов. Запишите первую ассоциацию на каждое слово. Повторите это еще пять раз, и каждый раз ассоциация должна отличаться от той, которую вы записали для этого слова в прошлый раз.

image03

Вы заметите, что последние ассоциации гораздо более оригинальны и уникальны, чем первые. Собственно, вначале на ум приходят общепринятые ассоциации на каждое слово. Поставив себе задачу давать необычные, нечасто встречающиеся ответы, вы увидите, что оригинальность ассоциаций повысилась, а роль воображения возросла.

Когда вы хотите создать что-то новое или предложить творческое решение какой-то проблемы, часто необходимо дистанцироваться от первых мыслей. Если вы собираетесь удивить жену на День святого Валентина, смело отвергайте первую идею, пришедшую в голову. Вероятно, отказаться стоит и от второй, третьей и четвертой.

Чтобы получилось что-то творческое, нужно пойти дальше своих обычных реакций и осознанно создать что-то новое. Именно так работают конструктивное и практическое мышление. Сначала в действие вступает первое и только потом второе.

Фото обложки поста — pinterest.com.

P.S.: Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую крутую рассылку. Раз в две недели присылаем 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи