Писатель живет в каждом. Если вам около двадцати лет, то не трудно пуститься во все тяжкие и творить ночи напролет. Для людей постарше такое невозможно: требуются волшебные писательские инструменты. И вот они — в книге «Литературный марафон».
Крис Бейти, основатель литературного марафона National Novel Writing Month («Национальный месяц написания романов»), в рамках которого созданы десятки мировых бестселлеров, в легкой и остроумной форме описал этапы творческого пути писателя: от импульса и энергии первой недели до «сюжетных вспышек» и побуждений все бросить на третьей, а также завершения работы на четвертой и продвижения собственной книги в будущем.
Изобилие несовершенств
Изобилие несовершенств позволяет полностью обойти ограничения. Оно подсказывает, что наилучший способ избавиться от угрожающих, парализующих проблем — это дать себе волю, начать действовать и охотно делать ошибки. В контексте сочинения романов это значит, что нужно снизить планку с уровня «бестселлер» до уровня «чтобы читателей не стошнило».
Изобилие несовершенств позволяет подавить в себе внутреннего критика, экспериментировать, отказаться от проверенных временем правил сочинительства и просто посмотреть, что произойдет. — ИсточникДа, все это выглядит как рецепт литературной катастрофы. Но когда вы начнете писать, то окажется, что низкая планка ожиданий не всегда означает низкое качество результата. Изобилие несовершенств нельзя считать прямым путем к плохой литературе: это необходимая мысленная перекомпоновка, психологическая уступка, которая позволяет сбросить давление и помогает вынести ту бессмыслицу, которая смазывает колеса гениальности.
Дав себе привилегию быть несовершенным, вы вторгаетесь в царство интуиции и воображения, которое обычно отвергается чересчур критичным умом.
Настоящим выражаю намерение написать роман объемом в 50 тысяч слов за один месяц. Понятия «мастерство», «блеск» и «квалификация» надлежит сразу же выбросить в угол, где они будут находиться в забвении, пока дело не дойдет до этапа редактирования. Я — талантливый человек, способный на героические акты творчества, и в течение следующего месяца я дам себе достаточно времени для проявления этих врожденных навыков и не буду предаваться самокритике, сомнениям и другим формам самоуничижения.
Я осознаю свое право скрывать содержание рукописи от читателей, пока не посчитаю ее законченной. Я осознаю свое право как автора существенно преувеличивать как качество своей рукописи, так и тяготы писательского труда, если это поможет привлечь всеобщее внимание и снискать всеобщее уважение, а также освободиться от мелочных тягот повседневной жизни. После успешного достижения поставленной в отношении указанного романа цели я имею право на шумные празднования, продолжительность и интенсивность коих может воспрепятствовать моей трудовой деятельности на несколько дней, если не недель.
Дата _____
Подпись_____
Как набросать сюжет
От разнообразия направлений, в которых может пойти повествование, порой кружится голова. Убить кого-нибудь? Лишить памяти? Отправить всех в путешествие на автомобиле? Несмотря на всю таинственность, сюжет — это всего лишь движение героя во времени и пространстве вашей книги.
Нет сюжета? Это не проблема, поверьте. Он практически наверняка сложится у вас в процессе работы. Казалось бы, страшновато полагаться на авось в отношении схемы романа, но наше воображение лучше всего проявляется в изобретении убедительных персонажей и выдумывании интересных, захватывающих читателей историй. Сосредоточьтесь на создании живых, ярких героев, и сюжет сам собой развернется благодаря их действиям.
«Обычно я представляю себе завязку и кульминацию, но не знаю окончания. И хотя я порой считаю, что понимаю, в каком направлении развиваются персонажи, они в итоге становятся совершенно другими людьми». — Сара Груэн, автор бестселлера «Воды слонам!»
Когда вы не пишете, а, например, принимаете душ или ведете машину, мысленно поиграйте с сюжетом. Спросите себя, что еще необычного могло бы произойти в следующей сцене. Возьмите блокнот, позвоните приятелю и попросите его рассказать что-нибудь о самом странном из его родственников. Даже самые обычные рассказы («У меня был дядюшка, который украдкой протаскивал в зоопарк вареную колбасу и бросал ее гиббонам, потому что считал, что их недокармливают») могут натолкнуть на интересные творческие идеи. Определите цель, которой каждый из персонажей хочет добиться больше всего в жизни.
Оазисы писательской продуктивности
Работа, школа, семья, дела… И в результате единственные часы, которые остаются на писательскую деятельность, — это время перед отходом ко сну. Нам требуется помощь, иначе мы сломаем романтически выглядящий письменный стол, заснув и с грохотом упав на клавиатуру. К счастью, существует несколько трюков, при помощи которых можно превратить опустошенность вечной усталости в настоящие оазисы писательской продуктивности.
- Перечная мята. Исследование, которое спонсировало НАСА, выявило, что масла перечной мяты на 30% повышают бодрость и на 15% снижают усталость. Мятный чай, мятные леденцы, мятное масло — все это подойдет.
- Острая еда. Она работает примерно так же, как и мята, давая живительную встряску тройничному нерву. Просто скажите «чипсы с мексиканским соусом»!
- Солнечный свет. Здесь требуется предварительное планирование, потому что сложно добиться солнечного света в 11 вечера. Однако оказывается, что солнечный свет, поглощенный за день — даже в облачную погоду, — надолго повышает настроение.
Еще в книге
- Фантастический понедельный обзор сочинительского безумия: цели, что делать, чего не делать, о чем помнить
- Укромные уголки для работы
- Волшебные инструменты и растущая гора вкусных стимулов
- Провокация сюжетных находок
- Как не забыть о романе, если на него нет времени
- Активация ускорителя на шесть тысяч слов
- Отправляем внутреннего редактора на Луну
- Даем внутреннему редактору пульт управления
- Успехи и ощущения тех, кто уже успел написать свой роман за 30 дней
- Упражнения, которые помогают поддерживать творческий тонус
- Путь от случайного развития сюжета к мировому бестселлеру
- Чек-лист «Что такое хороший роман»
Тренировка креативности
Развивать свои писательские способности можно в легкой и симпатичной форме с помощью блокнота «Жил-был я…». Если вы всегда мечтали вести дневник и сохранять память о самых лучших мгновениях вашей жизни, но не хотели доверять её скучным обычным блокнотам и тетрадям — обратите внимание на этот красивый дневник.
На страницах блокнота достаточно места, чтобы вы подстроили его под себя. Можете здесь калякать, записывать свои мысли, давать подробные ответы на вопросы, что-нибудь рисовать или вклеивать фотографии. Всегда пишите много, но не старайтесь разом заполнить всю книгу. Записывайте все лучшее, что происходило в вашей жизни. Толстым черным маркером зачеркивайте вопросы, на которые не хочется отвечать. Будьте ярким! Пишите разными цветами, чтобы придать вашей книге индивидуальность.
Вот несколько вопросов, на которые предлагается ответить на страницах дневника:
- Если бы я мог поменять свое имя, то это было бы…
- События, которые произвели на меня самое большое впечатление
- Идеальное свидание для меня…
- Если я очутился на необитаемом острове, то я бы не смог выжить без трех вещей…
- Если бы я мог обладать любой суперсилой, то это было бы…
Заполняя блокнот, вы будете тренировать креативность. Из ответов на его вопросы родятся герои вашего романа. Или даже весь сюжет.
Дайте любому человеку непосильную задачу, поместите его в благоприятную среду, установите разумный дедлайн, — и чудеса начнут происходить регулярно. Рискуйте и преодолевайте препятствия. Игра начинается заново каждый день, причем становится все интереснее.
Вперед, писатель!
По материалам книг «Литературный марафон» и «Жил-был я».
Фото обложки поста — pinterest.com.P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки.