Бабушки и дедушки порой удивляют нас своими умозаключениями и решениями. Кто-то списывает на возраст, а кто-то уверен, что это особенности мышления отдельно взятого человека. Свет проливает увлекательная книга профессора когнитивной нейропсихологии Андре Алемана, который много лет изучает процессы старения мозга, — «Мозг на пенсии».
Он не только делится бесценной информацией об устройстве мозга и памяти, советами, как сохранять ясный ум на протяжении всей жизни, рассуждает о мудрости, но и разъясняет, какими особенностями отличается мышление пожилых людей.
Логика пожилого человека
Швейцарский психолог Жан Пиаже сделал существенный вклад в наше понимание когнитивного развития детей. Он описал четыре стадии, последней из которых является стадия «формальных операций». Она обычно начинается в 11-летнем возрасте и переходит во взрослую жизнь. Человек на этой стадии развития способен к логическим рассуждениям и к решению абстрактных задач. Другими словами, он может представить логические решения проблемы и проверить их методом проб и ошибок. Неверные решения постепенно устраняются, и то, что остается, является правильным.
Представьте, что вам 12 лет, и ваш мобильный телефон не работает. Ваша первая мысль — батарея разряжена; следующая — он сломался, потому что вчера вы уронили его в воду. Вы проверяете свою первую догадку, перезаряжая батарею, и, если это не сработало, приходите к заключению, что верна вторая теория.
Пожилые люди мыслят точно так же, кроме, пожалуй, сложных ситуаций, где полезным оказывается прошлый опыт, например при получении ипотеки.
Однако в случае новых, искусственных задач, какие нередко предлагаются в психологических экспериментах, пожилые люди фактически находятся в невыгодном положении, потому что они тратят больше сил на концентрацию и работу оперативной памяти — как раз на те вещи, что ухудшаются с возрастом.
Подарки возраста
Тем не менее существует форма мышления, которая с возрастом становится лучше. Бихевиористы ввели понятие «постформальной операции», включающее в себя неопределенность и гибкость мышления и использующееся для описания сложных противоречивых повседневных задач, имеющих разные решения.
В одном эксперименте участникам из разных возрастных групп предлагалось решить проблему студентки, переписавшей в своей работе текст из Википедии. Студентка признала, что взяла целые абзацы из Википедии, но утверждала, будто ей не говорили, что она должна была предоставить свои источники, и не объяснили, как это сделать. Испытуемых спросили, как бы они поступили в данном случае, будучи членами экзаменационной комиссии. Данные студентам указания четко гласили, что плагиат — серьезное нарушение, за которое студент может быть
отчислен из университета.
Чтобы найти решение, испытуемым нужно было поставить себя на место другого человека.
И каков был результат? Большинство молодых людей решили, что студентка должна быть отчислена. Это следствие формальных операций, описанных Пиаже. Такое заключение казалось логичным: правило было нарушено, поэтому должен быть наложен соответствующий штраф.
Большинство пожилых испытуемых прибегли к постформальным операциям. Прежде чем принять решение, нужно получить больше информации. Действительно ли студентка не знала о правилах? Как давно она учится? Было ли четко объяснено, что такое плагиат? В зависимости от ответов на эти вопросы пожилые люди, вероятно, пришли к тому же самому заключению, что и их младшие коллеги, но они рассмотрели данную проблему с точки зрения студентки и учли последствия штрафа.
Дилемма Гарольда и Ханнеке
Вот еще пример задачи, где постформальные операции проявляются ярче всего. Гарольду и Ханнеке недавно исполнилось 68, и скоро они собираются отпраздновать сороковую годовщину свадьбы. Они понимают, что должны думать о будущем, и решают, стоит ли и дальше жить в просторном доме, где выросли их дети.
Гарольд хочет продать дом и переехать в роскошную квартиру в жилом комплексе для пенсионеров с развитой инфраструктурой, расположенной недалеко от остановок общественного транспорта, которым они будут пользоваться, когда не смогут водить машину. Ханнеке же не нравится эта идея. Она хочет остаться в доме и перестроить его под их новые физические потребности. Установить поручни в ванной, переделать большую комнату на первом этаже в спальню. Гарольд и Ханнеке думают, что они должны обсудить все преимущества и недостатки обоих планов друг с другом и со своими взрослыми детьми.
Тот факт, что они не торопятся с решением, взвешивают все за и против и обдумывают каждый шаг, говорит нам, что быстрый, логический ответ не для них. Они мыслят постформально.
Без конкретики
Некоторые пожилые люди, так же как и люди среднего возраста, не станут заниматься сложными задачами, требующими конкретных решений. Это вызвано тем, что такой процесс вовлекает краткосрочную память и исполнительные функции (например, способность планировать и сочувствовать).
Хотя неповрежденные познавательные функции не обязательно приводят к мудрости, они действительно помогают в решении сложных задач. Вы можете оставаться мудрыми, особенно в знакомых ситуациях, даже если ваши умственные способности снизились. Но при столкновении с новыми проблемами, требующими обработки большого количества информации, ухудшение краткосрочной памяти и познавательной гибкости работает против вас.
Пожилым людям, со временем утратившим определенные навыки, сложнее придумать ряд решений и сравнить их друг с другом.
Исследования подтверждают: стареющий мозг не только «теряет очки» в борьбе с неумолимым временем — есть у него и сильные стороны, например, житейская мудрость, лучшее понимание эмоций и механизмов общения людей. В книге «Мозг на пенсии» много интересных фактов и наблюдений, о которых мы раньше и не подозревали.
P.S.: Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 самых интересных и полезных статей из блога.
Главное фото: flickr