Каждый из нас заочно знаком с продюсером Александром Роднянским: всем известны его кинопроекты, например «9 рота», «Елена», «Водитель для Веры», «Облачный атлас», «Город грехов 2». И уж наверняка вы смотрели «Сталинград» и оскаровский номинант «Левиафан».
В книге «Выходит продюсер» Александр Роднянский прямо и честно рассказывает о том, какова цена успеха, и делится советами, как собрать проект из кусочков, управлять творческими людьми и работать в ритме Голливуда. В обновленное издание вошли две крутые главы о создании «Сталинграда» и «Левиафана». Бонус: эта книга не только о кино. Каждый из нас — продюсер своей жизни, и в этой книге множество подсказок о том, как сделать «кино» хорошим!
Кто такой продюсер
Во главе любого фильма стоит продюсер. Именно он сотрудничает со сценаристами и вместе с ними создает будущих героев, работает от заката до рассвета, принимая все решения: от выбора актеров на роли до утверждения костюмов, контролирует монтаж фильма и разрабатывает его маркетинговую политику.
Продюсирование — это подход к жизни. У всех вечеринок, походов в театр, квартирных ремонтов и дачных строек, у всех детских дней рождения, свадеб, именин — как и у фильмов, спектаклей, шоу и концертов — есть продюсер. Тот, кто соединяет разрозненные элементы, кто видит результат еще до начала работы, кто знает путь к нему.
Каждый из нас продюсер своей жизни. И это наше свойство выходит на первый план, когда речь идет о проекте под названием «Жизнь» в целом.
Продюсер-психотерапевт
Меня часто спрашивают, как работать с людьми, каковы они, эти универсальные инструменты достижения успеха. И я отвечаю без колебаний: их нет! К каждому человеку ищешь подход, на что уходят часы разговоров, недели привыкания и месяцы понимания. Ты тратишь на человека время своей жизни, свое внимание, силы, концентрируешься на его проблемах и состоянии, и это редко возвращается. Но другого пути нет, это часть профессии.
Такова уж судьба продюсера: он моральное и эмоциональное прикрытие художника. За любым художником стоит продюсер. А вот за продюсером не стоит никто.
Нерешаемые задачи
Решение нерешаемых задач — неотъемлемая часть работы продюсера. В 1960 году Отто Преминджер снимал в Израиле фильм «Исход». В фильме планировалась сцена провозглашения независимости Израиля, которая должна была сниматься на главной площади Иерусалима. Площадь по сценарию заполняет ликующая толпа, но в бюджете денег на столь масштабную массовку не было. Что сделал Преминджер?
«Я обклеил весь город объявлениями: заплатив всего десять шекелей, вы сниметесь в голливудском фильме», — вспоминал находчивый продюсер. Массовка собралась с невиданной легкостью, а некоторое пополнение бюджета стало приятным бонусом.
Запомните, нерешаемых задач не бывает. В тот момент, когда вы подумаете, что выхода нет, вспомните о том, что вы продюсер своей жизни. И решите эту задачку.
О номинациях, победах и риске
Уже на этапе составления сценария было понятно, что «Левиафан» — выдающееся художественное произведение, которое вызовет мощную эмоциональную реакцию. Да, было ясно еще тогда: эта история воздействовала на самые болевые точки общества. Но в то же время она настолько легко и умно сконструирована, что преодолеет границы между языками, религиозными конфессиями и способами миропонимания. Что заставило пойти на риск и снять фильм, который очевидно мог повлечь за собой проблемы? Александр Роднянский отвечает так:
В какой-то момент жизнь непременно ставит тебя перед выбором: или ты вкладываешься, рискуешь и делаешь, или потом всю жизнь терзаешься сожалениями — имел шанс стать причастным к выдающемуся явлению и не воспользовался им.
Понимаете, кино как религия. Главный и единственный вопрос — веришь или нет. В историю, в проект, в человека. В отличие от других бизнес-сфер — от финансов, от производства товаров — тут просто необходимо быть верующим в людей при всех их недостатках. У атеистов здесь шансов нет. ТВ и кино — фабрики по производству смыслов.
Соревнуйтесь с лучшими
Когда имеешь дело с профессией, не стоит бояться выдающихся примеров. Высокие планки никому не помешают. Нужно искать ролевые модели и не стесняться мечтать о соперничестве с ними. То, на что смотришь, на что ориентируешься, не менее важно, чем практика. В тридцать лет у меня сформировалось точное представление о своей ролевой модели в профессии продюсера. Я был глубоко впечатлен тем, что делал немец Бернд Айхингер. Анализируя его практику, я понял важность создания собственной независимой компании. Тогда это привело меня к созданию телеканала, а позже и к созданию кинокомпании.
Сила таланта и сила денег
Злая ирония такова, что формально коммерческий подход на выходе практически всегда оказывается менее прибыльным, чем подход творческий. Если обобщать, то условный продюсер «коммерческого кино» живет в странном для меня двухмерном мире. В этом мире существуют только производство и деньги, собранные в течение двух недель. При этом продукт одноразовый, как бумажная салфетка или презерватив.
Возможность для такого фильма заработать по-настоящему существенную сумму стремится к нулю. Верьте в силу таланта, а не в силу денег.
Бывший руководитель XX Century Fox Том Ротман как-то сказал: «Посредине моего офиса проходит линия. С одной стороны — бизнес, а с другой — искусство. Моя задача — каждый день проходить по ней, не заступая ни на одну, ни на другую сторону».
Еще в книге:
- Сложности и радости продюсерской жизни от первого лица
- Почему голливудское кино завоевало мир
- В чем основные отличия российской киноиндустрии от американской
- Как зарабатывают и теряют миллиарды на идеях и творческих решениях
- Стратегия блокбастера
- Как фильмы меняют мышление миллионов людей на планете
- Квинтэссенция правил, от которых зависит успех проекта, основанного на идеях
Опыт успешных продюсеров говорит: никогда не закрепляйся в жизненных завоеваниях и даже успехах, никогда не останавливайся, двигайся дальше. Читайте книги, воплощайте идеи в жизнь, меняйте мир!
Фото обложки поста — spletnik.ru.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки.