Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Музыка в кино, или в джазе только девушки… без голоса
25 ноября 2015 6 021 просмотр

Алена Лепилина
Алена Лепилина

Музыка используется в кино дольше, чем голос. Мир немого кино отнюдь не был лишен звуков: в нем активно применялось эффектное музыкальное сопровождение в исполнении оркестра, фортепиано или органа. Бесспорно, музыка тесно переплетена с кино благодаря способности вызывать у слушателя эмоциональную реакцию. Но как это происходит? И действительно ли фильмам нужна музыка? Как связаны музыка и мозг? Виктория Уильямсон, автор книги «Мы — это музыка», приоткрывает завесу этой тайны.

Музыка и эмоции

Вы когда-либо смотрели очень страшный фильм без музыки? Большинство людей обычно делают одно из двух, когда в фильме происходит что-то жуткое: они закрывают глаза руками или затыкают уши. Этот пример предполагает, что качественный саундтрек сильно влияет на эмоциональные реакции; если из «ужастика» убрать искусно созданную для запугивания музыку, этого хватит, чтобы невыносимо страшную сцену можно было смотреть. Действительно ли музыка в фильмах способна пугать?

Субъективное чувство страха связано с работой нескольких областей мозга, но в особенности одной небольшой структуры под названием «миндалевидное тело»: оно посылает сигналы, вызывающие деятельность симпатической нервной системы, которая регулирует многие аспекты работы организма, в том числе знаменитую реакцию «бей или беги», готовящую организм к действию при наличии угрозы: дыхание ускоряется, сердце колотится, кровь усиленно поступает в мышцы, и мы начинаем потеть.

Многочисленные исследования показали, что эмоциональная музыка может вызвать активность в миндалевидном теле.

Пациент с повреждением этого органа сообщал, что потерял способность ярко и эмоционально реагировать на музыку, а до случившегося это было для него обычным делом, — источник.

Пациент с повреждением этого органа сообщал, что потерял способность ярко и эмоционально реагировать на музыку, а до случившегося это было для него обычным делом, — источник.

Исследования доказывают, что музыка способна привносить эмоции в пресные и лишенные смысла киносцены. Добавление музыки придает фильму конкретики — музыка может эмоционально окрашивать фильм, а он взамен придает ощутимый смысл музыке.

Музыка и слезы

Киномузыка призвана не только внушать нам страх, но и вызывать целую палитру эмоций. Недавно ради этой книги я провела эксперимент — посмотрела два фильма, которые гарантированно вызывают мои слезы: «Дневник памяти» и «Мосты округа Мэдисон». В ключевых сценах, где я обычно пускаю слезу, нет реплик, только красивая музыка и душераздирающий видеоряд (если вы смотрели эти ленты, то знаете, о чем я говорю). Я попробовала посмотреть их без музыки. Ничего — сухие глаза. И вот что я вам скажу: я никогда больше не буду этого делать! Это испортило для меня не весь фильм, но его лучшую часть.

В связи с таким личным экспериментом и моей реакцией появился интересный вопрос: что стоит за желанием плакать из-за музыки? В те дни, когда я смотрела эти фильмы, не была в особенно унылом настроении, да и вообще не люблю вгонять себя в хандру. Здесь возникает и более общий вопрос: почему мы вообще решаем слушать грустную музыку?

Слушая грустную музыку в отсутствие события, которое вызвало бы печаль, мы создаем внутри некую «псевдопечальную» ситуацию и тем самым обманываем ум, заставляя считать, что мы горюем, хотя на самом деле все в порядке, — источник.

Слушая грустную музыку в отсутствие события, которое вызвало бы печаль, мы создаем внутри некую «псевдопечальную» ситуацию и тем самым обманываем ум, заставляя считать, что мы горюем, хотя на самом деле все в порядке, — источник.

С научной точки зрения эффект меланхолической музыки можно связать с реакцией нашего мозга на печальные события в реальной жизни, например душевную боль или потерю любимого человека. Когда случается что-то действительно печальное, мозг реагирует на слезы, выделяя нейромедиаторы, смягчающие остроту мучительных эмоций. Именно поэтому многим становится лучше, если они выплачутся (или по крайней мере их боль притупляется). Один конкретный нейромедиатор, который, возможно, становится целью при слушании музыки для «псевдопечали», — это пролактин. Только в этом случае он выделяется без душевной боли, так что в итоге вам становится довольно хорошо.

Музыка и смысл

И наконец, еще одна роль киномузыки — помочь подвести нас к оценке значения. Оно выходит за рамки эмоционального значения, описанного выше, так как музыка способна также помочь в осмыслении образов персонажей, включая ответы, реакции и намерения актеров. Простейшая форма музыкального значения в фильме — помочь зрителю узнать жанр, серию и персонажей. Киномузыка полна лейтмотивов — коротких музыкальных фраз, неоднократно повторяющихся в ходе фильма. Например, они подкрепляют образ персонажа (как в фильмах про Джеймса Бонда или Индиану Джонса).

Музыкальное сопровождение помогает понять характер героя — добрый он или злой, догадаться, что происходит в фильме, как к этому относиться, — источник.

Музыкальное сопровождение помогает понять характер героя — добрый он или злой, догадаться, что происходит в фильме, как к этому относиться, — источник.

Саундтрек, который многие даже толком не замечают (если его не убрать), способен плавно и ловко вести нас по многочисленным сюжетным линиям и поворотам, давая подсказки относительно образов персонажей. Мелодиям фильма по силам поднять нас на высоты эмоциональной реакции, позволить ощутить скрытую глубину сюжета и не затеряться в перипетиях происходящего на экране.

Саундтрек позволяет понять, что происходит в фильме и в каком свете — положительном или отрицательном — стоит рассматривать это событие.

Удивительно, как музыка способна менять наше восприятие и какой эффект она оказывает на наше настроение, эмоции и чувства. Наверное, поэтому музыка — наш друг и спутник, отражение и тень. Действительно, мы на самом деле и есть музыка. Что скажете?

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели будем присылать 10 лучших материалов из блога.

Обложка поста: wallpapersonweb.com
Рубрика
Интересное
Похожие статьи