Благодаря проекту «100 дней рисования» я продолжаю случайно находить интересных творческих людей. Неделю назад, например, я познакомилась с Дельнарой Эль, которая создаёт потрясающие артбуки. Загляните под кат — полюбуйтесь ее работами. В интервью Дельнара рассказывает о многих секретах и полезностях, которые помогут создать вам свой артбук или тревелбук, даже если вы держали кисточку последний раз в третьем классе.
Дельнара, расскажи про себя немного. Как ты стала художницей?
Честно говоря, я не знаю где тот рубеж, после которого можно сказать «я – художник!», тем более, что это такое обширное понятие. Мне нравилось рисовать с детства, но я не могу сказать, что я этим «горела». Меня больше интересовали точные науки, в итоге это стало моей профессией, а рисование (вместе с фотографией и рукоделием) — увлечения, которые были всегда рядом, много лет. А потом мне так сильно захотелось заниматься только творчеством, что я сменила приоритеты. Теперь это моя жизнь 🙂
Ты — фрилансер? Или где работаешь? Расскажи про свои проекты.
Последние пять лет — да, я фрилансер. Во время своей последней работы по специальности в архитектурном бюро я увлеклась всерьёз украшениями ручной работы и когда они стали приносить стабильный доход — ушла с постоянной работы. Это была такая эволюция от полимерной глины до украшений из серебра и натуральных камней. Параллельно я начала много рисовать, выкладывала свои работы в Живом Журнале и как-то совершенно случайно родилась идея проекта Артбук-мания.
Мне хотелось делиться своим опытом и вдохновением и я даже не представляла, что это вызовет такой ажиотаж. Это была серия бесплатных курсов-флешмобов, посвященных рисованию и разным его аспектам. За первые два года было более 2000 участников, несколько тысяч работ, десятки тысяч комментариев.
Это был огромный такой опыт и статистический материал, переработав который, я пришла к выводу, что взрослым людям мешает начать рисовать примерно один и тот же набор стереотипов. Например, что художником нужно родиться или что шедевры должны получаться сразу. У меня был примерно такой же и главное, что я помню все этапы развития, свои страхи и ошибки. И когда я начала об этом рассказывать, оказалось, что это вдохновляет людей и они начинают рисовать. И главный мой вывод — рисовать может каждый! Только нужно помнить, что творчество — это не конечный пункт назначения, это бесконечный процесс, как и развитие.
А сейчас проект Артбук-мания расширился до онлайн-курсов, арт-путешествий и журнала, над которым работают более тридцати прекрасных художников. Только с начала этого года мы провели более двух десятков мероприятий в разных странах и городах и их участники продолжают между собой общаться и дружить. Мне кажется, Артбук-мания уже стала сообществом, которое существует само по себе. И это меня бесконечно радует.
Когда ты начала заниматься Артбуками? Чем они тебя привлекают?
Около пяти-шести лет назад. Мне очень нравилась идея визуального дневника и в особенности тревелбука — дневника путешествия. Во время одного из путешествий по Крыму, как раз лет пять назад, я рисовала каждый день в блокноте впечатления о прошедшем дне и вклеивала туда моментальные снимки мест где побывала. И потом оказалось, что эта поездка запомнилась намного лучше, чем все предыдущие.
Достаточно было открыть блокнот и тебя просто окатывало эмоциями и переживаниями, звуками, запахами тех мест, в которых ты находился пока рисовал. По-моему, это лучшее, что можно привезти из путешествия. И артбук хранит намного больше воспоминаний, чем любые фотографии. И с тех пор я уже просто не могла остановиться.
Как рождаются идеи для твоих работ?
Идеи — это всегда синтез увиденного, прочувствованного, пережитого, прочитанного… В последнее время я в основном рисую в путешествиях и о том, что увидела, но иногда бывает рождается такой рисунок, что отследить все составляющие невозможно.
В какой момент жизни ты нарисовала самые красивые страницы своего Артбука? Кстати, сколько всего их у тебя насчитывается в данный момент?
По статистике – в самые кошмарные 🙂 После 50-километрового трэккинга по жаре с рюкзаком, например. Думаю природа этого такова, что только когда полностью отключаешь контроль и отдаешься процессу — получается самое красивое.
По поводу количества артбуков — сложно уже сказать, я их складирую дома, в Киеве. С собой у меня сейчас четыре. Навскидку помню еще около десяти, которые остались дома. И толстая папка работ, сделанных на отдельных листах. Помню, на первый артбук у меня ушло почти два года, а вот сейчас они так быстро заканчиваются, что аж досадно 🙂
Что тебе нравится рисовать больше всего? Какая у тебя любимая часть творческого процесса?
Морские сюжеты и путевой дневник, особенно какую-то эмоцию или происшествие в дороге. А за последний год появилось столько историй из путешествий, что хочется их теперь отдельно проиллюстрировать. Любимая часть творческого процесса – это переход от наброска к работе цветом и линией. Никогда на самом деле не знаешь куда уведет тебя вдохновение и тут есть какая-то своя особая магия.
Рисуешь ли ты людей? Как реагируют незнакомые, когда замечают, что ты их рисуешь? И самое главное, как реагируешь ты сама 🙂
Пока нет, очень редко. Жутко стесняюсь, но планирую в ближайшее время это исправить. Сама — спокойно реагирую 🙂
Какие материалы ты используешь для создания своих работ? Какие блокноты и инструменты для работы в артбуке ты рекомендуешь?
Чаще всего это лайнеры и акварель, иногда маркеры. За это время уже перепробовала множество материалов. Из блокнотов больше всего люблю те, которые с бумагой ручной работы, но они редко встречаются, потому часто заказываю изготовление блокнотов с любимой бумагой. Люблю также акварельные молескины и индийские блокноты KHADI. В последнее время пользуюсь такими материалами:
- лайнеры Faber Castel, Micron, Sacura, Copic;
- акварель Schminke, Sennelier;
- маркеры Copic.
Рекомендовать что-то сложно, ведь у каждого свои вкусы и предпочтения, главное тут, пожалуй, все же использовать качественные материалы.
Поделись, пожалуйста, дневниковыми лайфхаками. То, что позволит делать интересные зарисовки и не будет отнимать много времени. Или может быть что-то для вдохновения.
Наверное, самое главное правило — это научиться расслабляться и не бояться пробовать новое. А еще очень здорово смотрится экспрессия, но для нее тоже нужно сперва расслабиться и перестать бояться испортить разворот блокнота. Брызги, кляксы, вырезки и наклейки — всегда могут спасти даже самую неудавшуюся зарисовку. Если рисуете в путешествии — обращайте внимание на детали, пишите собственные эмоции и впечатления!
Вот правда, куда интересней увидеть настоящую эмоцию или переживание человека, пусть даже совершенно неумело нарисованные, чем стотысячную открыточную достопримечательность или пейзаж, доведенный до совершенства. Тем более в наш удивительный век, когда для передачи реальности уже существуют фотоаппараты, а ценность приобретают именно авторский взгляд на вещи, видение художника, рисунки, пропущенные через уникальный опыт и мир каждого человека. Жизнь — вот что самое интересное в зарисовках.
Чьими работами ты сама вдохновляешься? На страницы каких художников заходишь регулярно?
У меня плохая память на имена и очень большая лента, полная художников со всего мира. Любимая серия книг для меня, просто идеальное воплощение тревелбука — это серия книг Graham Byfield совместно с разными авторами, скетчбуки о разных городах и странах. Этой зимой, будучи на севере Таиланда, я попала в библиотеку где были все эти книги вместе, чуть не осталась там жить 🙂
Как ты вырабатывала свой стиль? Как бы ты его охарактеризовала? В чем его особенности?
Моя любимая техника — это акварель плюс графика (лайнер или тушь, иногда маркер) и если смотреть все мои артбуки, то она четко прослеживается с самого начала. Мне кажется мой стиль еще формируется, потому что мне интересно пробовать новое, сейчас я углубляюсь в акварель и много работ появилось чисто в этой технике. Но когда спрашивала друзей и знакомых — они ассоциируют со мной именно акварель с графикой.
Что самое сложное в жизни художника?
Думаю, быть довольным своими работами. По своему опыту и исходя из общения с другими художниками, мы всегда чем-то недовольны. На самом деле это хорошо, в этом заключается рост и развитие, но внутреннего перфекциониста все-таки иногда хочется придушить 🙂
Как художнику заработать?
Работать. Я считаю, что если вкладываешься в дело с душой и полной отдачей, то рано или поздно это принесет плоды. И нужно общаться с другими людьми, анализировать их опыт и окружающий мир, который постоянно меняется.
Посоветуй, пожалуйста, книги и пособия, которые помогут создавать классные артбуки.
К сожалению, почти все книги, которые я знаю на эту тему — изданы на английском языке. Но меня очень обрадовала новость, что книгу Кэти Джонсон «Артбук» издательство МИФ выпустило на русском. Я ее купила несколько лет назад на английском, вместе с UrbanSketching и ArtistDaily и многим давала эти книги для вдохновения. Вообще, очень люблю это издательство и книги Натали Ратковски, конечно же, тоже читала, она замечательная и очень вдохновляет. Еще из книг на русском могу порекомендовать «Альбом ваших идей» Шайнбергера и «Ключи к искусству рисунка» Берта Додсона.
Как ты развиваешь свой стиль?
Много рисую, смотрю работы других художников, читаю книги и все время пытаюсь пробовать что-то новое.
Какие планы на будущее?
Не хочется их пока разглашать, но в целом я думаю оформить весь полученный опыт и вдохновение от путешествий в что-то полезное и цельное. И учиться новому, и двигаться дальше.
Напоследок хочу пожелать всем читателям верить в чудеса, собственные силы и ничего не бояться (в особенности — творить!). Пусть мечты становятся реальностью.