Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
4 темперамента креативности
29 сентября 2014 9 030 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Творческие способности присущи каждому из нас, но часто мы не осознаем в полной мере те таланты, которыми наделены от природы. Существует 4 темперамента креативности. Знание их поможет вам правильно использовать свои творческие способности.

Их можно сравнить с четырьмя американскими городами.

1. NF-тип (интуиты-этики) — поэтичные и чуткие

NF-тип: люди прежде всего. Сан-Франциско и особенно его район Хейт-Эшбери — «классический» NF-город, город любви и фантазий, промоутер социальных идей.

Если вы отдаете предпочтение интуиции и этике (NF), то во многом вы используете свою креативность как способ самовыражения. Размышления над смыслом жизни и желание помочь другим — две главные особенности NF-темперамента. Эдвард Мунк, создатель картины «Крик», говорил: «В своем творчестве я всегда пытался объяснитьсебе жизнь и ее смысл. А еще я стремился помочь другим уяснить себе их жизнь».

По этим же причинам NF нередко увлекаются продвижением социальных идей, созвучных их собственным ценностям, так как их вдохновляет мысль о творчестве, которое делает жизнь других людей богаче или убеждает их принять определенную точку зрения.

Как актеры они участвуют в кампаниях по повышению осведомленности людей о различных социальных программах во благо человечества. Как предприниматели организуют в своих компаниях волонтерские программы, участники которых могут тратить часть своего рабочего времени на нужды благотворительности. Врачи отправляются оказывать медицинскую помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Музыканты делятся своей философией и вдохновляют других посредством своих песен.

Если вы NF, вы также предпочитаете самостоятельно выявлять связи в  явлениях и  воспринимать информацию опосредованно, абстрактным, теоретическим путем и уже собранные сведения используете для принятия решений на базе ваших духовных ценностей.

Как интуит вы видите общую картину и выявляете некие закономерности, а как этик отстаиваете сформированные в течение жизни личностные ценности и идеи, которые принимаете близко к сердцу.

Интуитивные этики — идеалисты. В своих творениях они сопереживают своим объектам — будь то люди, животные или неодушевленные предметы — и персонифицируют их, наделяя качествами собственной личности. Если они создают продукт, у него будет душа; если создают не объект, а абстрактную работу, она будет выражать неосязаемые мысли и чувства. Какие бы средства выражения NF ни выбирали, объектом их работы часто становятся их друзья, любимые и  члены семьи.

Межличностные отношения — главная тема их творчества, при этом герои получаются живыми, а их взаимодействие — насыщенным эмоциями.

Интуиты-этики, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— выбирать миссию, отвечающую вашим личностным ценностям;

— окружать себя людьми, которые вас вдохновляют.

Интуиты-этики, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— судить не только по себе (представлять себе, как бы решил проблему кто-то другой);

— не жертвовать работоспособной системой ради гармонии в группе, а искать баланс.

2. NT-тип (интуиты-логики) — пытливые и сложные

NT-тип: прежде всего — концепции и системы. Бостон — типичный NT-город, в котором идет постоянный обмен инновациями между научным сообществом и высокотехнологичными стартапами.

Если вы NT, то наверняка еще в детстве осознали, что не похожи на других. NT не ищут легких путей, а потому, если произведение искусства кажется вам сложным, можно предположить, что его автор — человек с темпераментом NT-типа. При этом творения интуитов-логиков обычно не только наделены глубоким смыслом, но также отличаются некой холодной отчужденностью. NT смотрят на одно и видят другое — как интуиты они воспринимают информацию абстрактно и теоретически, а затем как логики перерабатывают ее, чтобы принять объективное решение, и часто делают это отстраненно, отсеивая все личностное. Ими руководит желание накапливать знания и развивать свои умения ради повышения собственной компетентности.

Если NF озадачены поиском личностного смысла, то NT ищут смысл универсальный — в законах природы или в математических формулах. Интуиты-логики придают большое значение компетентности — как собственной, так и всех окружающих. Они неудержимо стремятся к повышению мастерства и ищут лучших учителей и источники информации. Они постоянно учатся, трудятся и растут. При этом очень часто обнаруживают, что идеальным источником знаний является письменное слово, и начинают окружать себя книгами, главным образом литературой нон-фикшн.

Интуиты-логики рассматривают свое творчество как эксперимент и возможность для развития. Перспектива научиться чему-то новому манит их так сильно, что они готовы принимать перемены и даже терпеть дискомфорт.

Более того, NT могут сами усложнять себе задачу и отодвигать свой «пряник» подальше каждый раз, когда будут приближаться к заветной цели.

NT учатся всю жизнь. В поисках глобального смысла они жадно поглощают новые знания и пересматривают прежние представления. Пытаясь раскрыть причинно-следственные связи, стоящие за многоуровневыми процессами, они нередко перескакивают этапы, которые считают несущественными. Они ориентированы на будущее и поэтому часто пропускают мимо себя популярные увлечения, стараясь создать нечто вечное. Их принцип: максимальный результат минимальными усилиями. Для них эффективность превыше обычаев и традиций.

Интуиты-логики, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— выявлять паттерны;

— интегрировать несвязанные между собой идеи;

— черпать вдохновение из теоретических построений;

— подвергать сомнению авторитеты.

Интуиты-логики, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— задаваться вопросом, достаточно ли понятны для людей ваши творения;

— размышлять над тем, как люди будут использовать ваши идеи;

— претворять в жизнь свои идеи;

— проявлять практичность.

3. SJ-тип (сенсорики-рационалы) — реалисты и традиционалисты

SJ-тип: прежде всего — играть по правилам. Город Вашингтон — «образцовый» SJ-город, в  котором новые идеи реализуются в строгом соответствии с требованиями нормативной системы, например с утвержденными процедурами обсуждения законопроекта для придания ему силы закона.

Если вы сторонник размеренности и осмотрительности и, сделав шаг, предпочитаете остановиться, чтобы убедиться в стабильности новой позиции, и  только затем предпринимаете следующий шаг, то вы, возможно, сенсорик-рационал.

Креативность SJ — «взрослая» и ответственная, иными словами, более методичная. Если NT читают между строк, то SJ первыми заметят отсутствие строчки. Так, стараясь устранить различные мелкие недочеты, они и совершают открытия, мимо которых другие прошли, ничего не заметив. Если вы SJ, вам ближе инновации путем адаптации и совершенствования того, что уже существует. Вы предпочитаете играть по правилам, раскрашивать картинку, не выходя за контуры, и последовательно добиватьсясовершенства.

Из-за этой своей любви к игре по правилам сенсорики-рационалы более склонны создавать реалистичные работы, изображающие жизнь такой, какая она есть сегодня или какой была в прошлом. Кем бы SJ ни был — писателем, художником, актером или историком, — он мастер в создании иллюзии реальности. Он будет тщательно выверять все детали и заставит аудиторию поверить, что стоит только захотеть, и можно будет рукой потрогать эти пушистые облака, попробовать на вкус румяное печенье, вдохнуть соленый воздух океана или услышать звук трубы, призывающий армию к бою.

SJ — люди практичные, им нравится получать ощутимый результат. Они реализуют свои идеи, «обтачивая» их так, чтобы те встроились в уже работающую систему.

Творческий стиль сенсориков-рационалов, как правило, отличается традиционностью, четкостью, чистотой и аккуратностью. Хотя SJ превосходно справляются с задачей категоризации фактов, от них сложно ожидать изобретения совершенно новых категорий, так как они предпочитают творить в рамках уже существующих систем.

Если у вас темперамент SJ-типа, вы, возможно, похожи на школьного учителя, который изучает, выполняет, преподает и требует соблюдать правила. Вы творите, применяя «правильные» приемы, и создаете технически безупречные произведения с тщательно проработанными деталями. И еще критично относитесь к работе других, если те выполнены неряшливо или по ним заметно, что техника изготовления не была соблюдена.

Сенсорики-рационалы, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— четко формулировать проблемы;

— сканировать окружающую среду, фиксируя детали сегодняшнего ее состояния;

— помнить то, что хорошо работало в прошлом;

— совмещать и сочетать испытанные временем методики;

— проводить пошаговые улучшения.

Сенсорики-рационалы, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— оставаться открытыми к переменам;

— рассматривать креативность как свою обязанность;

— признавать, что процедуры не всегда могут быть правильными;

— подвергать сомнению порядки и традиции;

— приступать к действию, не дожидаясь, когда будут собраны все факты.

4. SP-тип (сенсорики-иррационалы) — гибкие и склонные к драматизации

SP-тип: играть ради удовольствия. Автоград Детройт  — настоящая SP-гавань осязаемой креативности. Это то место, где автомобили строили, чтобы те были супермодными, суперскоростными и суперпривлекательными.

Что у SP получается особенно хорошо, так это вызывать волнение! SP часто бывают неорганизованными и недисциплинированными, не чтят традиций, не приемлют корпоративной культуры, не терпят ограничений и при этом очень деятельны и спонтанны. Они «фристайлеры», творчески ищущие сиюминутных эмоций, чтобы убежать от скуки. SP подвижны как ртуть, исходят из того, что есть вокруг в настоящий момент, и реагируют на то, что происходит сейчас. Даже ошибки они воспринимают как возможности.

Будь то прыгуны с трамплина или водители огромных фур, SP творят, оценивая своих конкурентов и сподвижников и подмечая, что у них получается лучше, а что — нет. Выходя на горнолыжную трассу, площадку для гольфа, сцену или в зал заседаний совета директоров, они изучают «местность» в поисках сиюминутных возможностей.

Сенсорики-иррационалы на ходу изобретают и применяют новые тактики, обходя конкурентов благодаря фактору неожиданности. SP — лейтенанты передовой, для них важна тактика, которая позволит им выиграть сражение. Люди с темпераментом SP-типа — это, если можно так сказать, «глаголы», это действие во плоти. Они постоянно жаждут новых эмоций. Они хватаются за сегодняшний день, не оглядываясь ни на прошлое, ни на будущее, — они пленники понятий «здесь» и «сейчас».

Щеголяя своим свободным, нонконформистским духом, люди с темпераментом SP-типа неохотно социализируются и подчиняются принятым нормам. Из-за своего нежелания, чтобы его загоняли в стадо и формовали по шаблону, SP имеет наибольший из всех темпераментов шанс сохранить свой детский энтузиазм и в зрелом возрасте. Для сенсорика-иррационала процесс творчества и есть самое важное в жизни.

Если людей с другим типом темперамента мотивирует перспектива появления конечного продукта, художники-SP сохраняют юношеский восторг от акта творения. Их цель — процесс, а смысл — развлечение. И чем бы они ни занимались — актерским ремеслом, фотографией, живописью или скульптурой, — они получают от своего занятия истинное удовольствие, а когда оно им надоедает, они идут дальше и придумывают что-то другое.

Инновации сенсориков-иррационалов рождаются в процессе решения проблем сегодняшнего дня. Если вы сенсорик-иррационал, вы пробуете то, что другие делать

боятся, и ходите по улицам, на которые другие не осмеливаются ступить. И хотя вы нередко попадаете в тупик, вы также можете найти и кратчайший путь к желанному месту.

Творчество у SP — процесс спонтанный и непредсказуемый, им и в голову не придет спросить себя «зачем» и «почему». Им нравится творить из-за волнующего момента, когда кисть ударяет по холсту, а не из-за того результата, который позже вставят в раму.

Сенсорики-иррационалы находчивы, практичны, прагматичны, любят технику, умеют выбирать тактику и ценят быструю реакцию. Ради креативного решения проблемы они вольно совмещают любые доступные ресурсы — выпрошенные, позаимствованные или украденные.

Сенсорики-иррационалы, ваша креативность повысится, если вы будете активнее использовать свои сильные стороны, а именно:

— подмечать, что именно требуется сейчас;

— совершенствовать сегодняшние методы работы;

— окружать себя материалами, которые вас вдохновляют;

— нарушать статус-кво;

— выявлять современные тенденции;

— запускать «пробные шары»;

— сохранять задор, создавая выдающиеся творения;

— заимствовать из множества источников.

Сенсорики-иррационалы, вам удастся уменьшить свои «слепые зоны», если вы будете:

— смотреть дальше дня сегодняшнего;

— проявлять терпение, когда что-то кажется вам скучным;

— доводить начатое до конца.

По материалам  книги «Творческая личность».

 

Рубрика
Творчество
Похожие статьи