Прочее
4 упражнения на креативность из Стэнфорда
21 марта 2013 18 010 просмотров
Прочее
4 упражнения на креативность из Стэнфорда
21 марта 2013 18 010 просмотров

Юлия Баяндина
Юлия Баяндина

Главная задача курса по предпринимательству и инновациям Тины Силиг, преподавателя Стэнфорда и автора новинки «Сделай себя сам», — показать студентам, что для любой проблемы нужно искать креативное решение.

Для этого она предлагает своим студентам несколько упражнений, которые вы можете взять на вооружение.

Упражнение 1. Лучшая из худших

Группа разбивается на небольшие команды, каждая из которых должна придумать лучшую и худшую идею для решения задачи. Закончив работу, команды записывают каждую из своих идей на отдельном листе бумаги: на одном из них написано «ЛУЧШАЯ», а на другом — «ХУДШАЯ». Затем демонстративно уничтожают листки с ЛУЧШИМИ идеями и каждая команда получает листок с ХУДШИМИ идеями другой команды. После этого им дается задание превратить эту идею в прекрасную.

Результат

Внимательно посмотрев на новые идеи, участники обычно понимают, что они не так уж и плохи. К примеру, группа, которой досталась идея о продаже бикини в Антарктике, придумала лозунг «Бикини или смерть». Их новая идея состояла в том, чтобы отправить людей, желающих привести себя в форму, в путешествие по Антарктике. К концу тяжелого путешествия они могли бы влезть в бикини меньшего размера.

Группа, которой нужно было усовершенствовать идею суши из тараканов, выдвинула предложение открытия для аудитории, склонной к гастрономическим приключениям, ресторана под названием «Кукарача», в котором подавались бы различные виды экзотических суши, приготовленных из нетрадиционных, но при этом питательных ингредиентов.

Это упражнение — отличная возможность распахнуть свой разум для решения проблем. Оно показывает, что большинство идей, которые могут поначалу показаться глупыми, часто содержат в себе интересное зерно. Оно помогает бросить вызов предположениям о том, что идеи изначально хороши или плохи, и показывает, что при правильном состоянии ума вы можете найти что-то ценное в любой идее или ситуации.

Упражнение 2. Цирк вверх тормашками

Запишите все стереотипы в отношении традиционного цирка: большой шатер, животные, недорогие билеты, зазывалы, продающие сувениры, несколько одновременно происходящих действий на арене, громкая и бодрая музыка, клоуны, попкорн, силачи, глотатели огня и т. д.

Далее представьте антипод каждого из описанных признаков. К примеру, в новом списке могут оказаться невысокая крыша, отсутствие животных, дорогие билеты, никаких зазывал, изысканная музыка, отсутствие клоунов или попкорна.

Выберите то, что сохранить от традиционного цирка и что добавить к нему.

Результат

После того как вы проделаете упражнение с цирком, вам станет гораздо проще думать об изменениях в других отраслях: ресторанах быстрого обслуживания, гостиницах, авиакомпаниях, спортивных сооружениях, образовательных учреждениях и даже в судах и муниципальных учреждениях.

Когда в 1980-х годах все цирковые шоу были до ужаса предсказуемыми и вторичными, количество зрителей постоянно снижалось, идея «Цирка дю Солей» бросала вызов каждому из устоявшихся представлений о том, как должен выглядеть цирк.

Упражнение 3. Достаем бумажники

Участников просят достать бумажники. Затем они разбиваются по парам и рассказывают друг другу о своих бумажниках. Они обсуждают, что в них любят или ненавидят, или говорят о том, каким образом используют их при покупках и для хранения документов.

Результат

Большинство людей, пользующихся бумажниками, в той или иной степени раздосадовано ограничениями этого предмета. Поэтому после завершения интервью каждый из участников начинает создавать новый дизайн бумажника для своего собеседника-«клиента». В распоряжении дизайнера есть только простые предметы: бумага, клейкая лента, маркеры, ножницы, скрепки и тому подобное. Покупателям нравятся новые концепции, и они часто говорят, что если бы такой бумажник был в продаже, то они бы обязательно его приобрели.

Это упражнение позволяет получить массу уроков. Во-первых, бумажник — это символ того, что проблемы можно встретить везде, даже в вашем собственном кармане.

Во-вторых, для решения этих проблем могут потребоваться лишь незначительные усилия. Люди обычно счастливы рассказать вам о своих проблемах.

В-третьих, простые решения могут быть найдены с помощью незамысловатых экспериментов. Они не требуют ни значительного объема работы, ни ресурсов, ни времени. И даже если у вас ничего не получится, ваши издержки минимальны. И все, что вам нужно, — это просто начать сначала.

Упражнение 4. Драйв важнее конкуренции

В предпринимательской среде драйв всегда важнее конкуренции. Для того чтобы подтвердить этот тезис, Тина Силиг разработала специальное упражнение.

Шесть команд получают пять собранных пазлов по 100 кусочков в каждом. Участникам дается минута, чтобы посмотреть на готовые картинки, после чего элементы всех пазлов складываются вместе в одну огромную кучу и перемешиваются.

Затем все кусочки распределяются между шестью командами. Помимо этого каждая команда получает 20 покерных фишек, которые можно использовать в качестве валюты. Команды должны собрать пазл за один час.

Так как количество пазлов меньше, чем количество команд, участники должны решить, будут ли они конкурировать, сотрудничать или совмещать обе стратегии для сбора необходимых кусочков.

Результат

Чтобы достичь успеха, команды должны работать вместе. Так как они знают, что количество пазлов меньше количества команд, по крайней мере одна команда должна принять решение не собирать пазл, а сыграть какую-то иную роль. Иногда происходит слияние двух или трех команд. Порой команда может принимать на себя роль брокера, обменивающегося кусочками головоломки с другими командами. Иногда все команды сливались в одну и вместе работали над решением загадки. Самый худший результат возникает, когда все команды решают соревноваться одна с другой.

Это упражнение заставляет участников понять, что в среде с ограниченными ресурсами мотивация к своему и чужому успеху зачастую оказывается более производительной стратегией, чем чистая конкуренция. Люди, которым удается настроиться на такую волну, способны активнее брать на вооружение навыки и инструменты, вносимые в процесс другими, а также радоваться успехам остальных.

Больше секретов из Стэнфорда ищите в книге Тины Силиг «Сделай себя сам».

sdelay - 2

Бумажный вариант книги уже доступен на Ozon.ru.

Рубрика
Прочее

Похожие статьи