Один день из жизни ответственного редактора
Каждый день в жизни ответственного редактора очень ответственный.
Рассказать в двух словах о том, что успеваешь сделать за один такой день, очень сложно. А если тебе еще и нравится то, что ты делаешь, — говорить можно вообще бесконечно. Так что рассказ получился длинный. Кому надоест читать, можете просто посмотреть фото.
3 августа
6:00
Сегодня ранний подъем. «Нас ждут великие дела»
Утро, как у всех, начинается с того, что надо проснуться (не просто открыть глаза, а прийти в сознание). Раньше я просыпалась в метро: путь до работы в час пик освежал лучше холодного душа. Но поскольку теперь ехать никуда не надо, да и физическая нагрузка в домашнем офисе сведена к нулю, пришлось приобрести полезную «привычку»: 40 минут йоги каждое утро.
Все. Я проснулась. Теперь можно и на работу.
7:00
Офис в соседней комнате.
На его обустройство потребовалось какое-то время. Стола и ноутбука оказалось недостаточно.
Нужен:
- большой монитор — чтобы смотреть верстку и обложки;
- принтер — я гораздо лучше воспринимаю текст с листа, чем с экрана;
- полки для незаменимых в работе книг (Мильчин, Розенталь, Чихольд, Уайт, Герчук) и всяких полезных вещиц вроде:
- трофейной линейки из LiniaGraphic! с делениями, чтобы определять кегль, толщину линий,
- суперобложки от «Архитектуры книги» с расчерченными книжными форматами по ГОСТ,
- каталога с лаками и красивыми фотографиями (для вдохновения).
(Вот бы еще раздобыть веер Pantone, образцы бумаги, фольги и ткани…)
Раньше я не обращала внимания, но сейчас поняла: в офисе проще сосредоточиться, как раз потому что там постоянно шумят. Чтобы не отвлекаться на посторонние разговоры, ты концентрируешься на своей задаче. В тишине работать сложнее. Мысли слишком громкие. Чтобы создать дома «эффект шума», включаю тихо relaxFM. Поехали!
Сегодня утром — важное дело. Надо подготовить к сдаче в печать книгу. Выделить 4–5 часов для спокойной работы, когда не нужно отвлекаться на срочные письма, можно только утром (по крайней мере, я для себя нашла именно этот промежуток времени).
Ну что же. Вот она — моя стопочка. Нужно внимательно отсмотреть более 400 полос (первую половину успела сделать вчера). И внести последние правки в PDF-файл.
Скажу честно, книга непростая. Бывают книги, которые делаются «сами собой». А есть книги, которые нужно тянуть со всей силой. Этот проект буксовал, аж искры летели. Сначала подвел переводчик (просто пропал — такое тоже случается). Пришлось искать замену. Потом литредактура, техредактура, корректура, верстка. В этой книге — 20 авторских листов! А еще порядка 300 терминов, которые проходят сквозь все главы. Нужно было все внимательно отследить — чтобы не было расхождений в тексте, в оглавлении, в алфавитном указателе, чтобы везде был нужный тип выделения. Смотрю. Есть еще возможность отловить какие-то пропуски.
Ну вот. Готово. Внесла правки в PDF. Фух! Отправляю верстальщице: «Надя, вот финальные правки. Внеси, пжст, побыстрее. Очень жду!» С блоком покончено. Вечером сверю внесение правок, и можно записывать файл.
Большое дело сделано.
11:15
Чашка кофе. Facebook-пауза.
Вчера объявили голосование за книгу июля. «Мой первый бизнес» пока в лидерах J Ура!
Дальше — в почту. На удивление, сегодня за ночь упало всего одно письмо.
Пришла правка главы «горящей» книги. (До верстки остались считаные дни. Работаем в шесть рук: литреда, мои и корректора.) Буду читать — заношу себе в план на день.
Затем открываю свою заветную табличку в Excel. Сверка с этим графиком — ежедневное занятие.
В табличке сейчас 14 проектов. И все идут параллельно. Сверяюсь по каждой книге: кто / что / когда должен сделать. Проверила сроки, написала письма коллегам и внештатникам:
- переводчику — предлагаю ему в работу отличную книгу по маркетингу;
- научному редактору — для той же самой книги. В ней много терминов и специальной лексики. Нужно заранее договориться с человеком (в данном случае ― с профессиональным маркетологом), чтобы он прочитал перевод;
- художнику — в работу есть иллюстрации (мно-о-о-го!). Надо отрисовать все графики и схемы в стиле карандашного наброска;
- потенциальному автору — обсуждаем детали проекта;
- менеджеру по правам — не решился ли вопрос с одним из проектов?
Также вношу в план свои задачи:
- написать текст на сайт о книге «Зоки и Бада»;
- читать редактуру срочной книги;
- написать аннотацию и текст на обложку «Время действовать» (если не успею, на сб).
12:15
Открываю редактуру. Начинаю читать. Внимательно читать дольше 30 минут сложно. Так что каждые полчаса «освежающий» перерыв на координационные дела.
Пока читаю, падают новые письма.
Пришло письмо по обложке (кстати, той самой утренней книги).
С ней тоже история. Первый вариант обложки подготовили еще 2 месяца назад. Текст написали, согласовали. Поставили на задник. Полежала готовая обложка, полежала. А потом смотрим (спасибо свежему взгляду коллеги http://mann-ivanov-ferber.ru/about/team/utrobin/), а текст-то на заднике совсем не тот, какой нужно.
(Я уже давно заметила эти явления мистического характера. Текст в Word и тот же текст на обложке — это 2 разных текста! Когда он стоит на обложке — в окружении отзывов, логотипов, штрихкода — то воспринимается совсем по-другому)
Давайте перепишем? (это за день-то до сдачи). Давайте!
И вот пишем… правим… пишем… еще раз правим… Все! Теперь отлично. И не правда, что лучшее — враг хорошего! В итоге вчера дизайнеры заменили текст.
А сегодня приходит письмо: «Настя, давайте логотип партнера повыше поднимем, и фраза не той версией шрифта набрана». Да, вижу.
И снова отправляю правки дизайнерам (самый лучший дизайнер — спокойный дизайнер). «И промообложки пришлите, пжст! На сайт надо срочно повесить, и отдел продаж очень ждет!»
Еще падают письма.
Пришли УДК, ББК на новую книгу. Отлично! Оборот титула почти готов. Осталось написать / согласовать аннотацию и можно ставить в файл.
Завязалась переписка с дизайнером «Возраста счастья». Наконец, выяснили формат (нам надо срочно подавать сведения в типографию, чтобы они успели сделать расчеты и подготовить раскладку для обложки).
Вау! Матовая меловка, 265×340, с клапанами (очень люблю — все бы книги делала с клапанами). Вы такое видели когда-нибудь? Обычно фотоальбомы делают в переплете. Надо будет отправить вопрос к редвстрече, что отдел продаж по этому поводу думает. Но мне кажется, получится красиво! Вот только с плотностью бумаги пока вопрос. Надо образцы у принт-менеджеров попросить и показать дизайнерам.
Звонок (дизайнерская студия). «Настя, добрый день! А вы не подскажете, куда автор пропал? Нам нужно с обложкой определяться…» Нет, к сожалению, не знаю. Он обычно каждый день мне звонит, а вчера, и правда, звонка не было…
Скайп, пилик! (принт-менеджер)
— Настя, что с оформлением «Время действовать?»
— На обложке — эфалин («лен»). Цвет ляссе, каптала внесла в издательский план.
Я, конечно, не видела, но по голосу представила себе выражение лица принт-менеджера: «Эфалин?!… Надо тогда с другой типографией договариваться… Хорошо!»
15:15
Главу дочитала. Солнце жарит. Духота. Лето… (это вид из «офиса»).
А это мой спаситель.
— Ну где же правка блока? И где же обложка?
Так, что у нас дальше по плану? Текст на сайт. Хотя…Можно и поесть, кстати. И заодно книжку почитать. Выключаю монитор. Беру распечатку «Зоков и Бады». Приятного чтения и аппетита.
Почему эта книга мимо меня в детстве прошла? Похихикала. Зарядилась. Села писать (вдохновение может застать в любом месте квартиры). Пишу долго… Тексты на сайт у меня не быстро получаются.
18:00
Ну все, готово! Завтра пробегусь свежим взглядом и отправлю.
Пока писала, в почте пополнение:
- Приехали на склад «Точки контакта» и «Контент-маркетинг» (уух)
- Традиционная пятничная рассылка про книги и все, что с ними связано, от Сергея Короля (очень интересно — вот, например, почитайте: http://www.chaskor.ru/article/10_zapreshchennyh_knig_28923)
- Авторы согласились делать с нами книгу — сразу дело в план на понедельник.
- Правка «Сам себе МВА» пришла! Наконец-то.
Все. Последний рывок. И снова сажусь за макет. Сверяю, как внесены утренние правки: нашла пару пропусков. Еще раз просматриваю полосы — все заголовки на месте, висячих / зажатых строк нет. Чек-лист уже в голове: авантитул, титул, оборот титула, оглавление, колонтитулы, издательский блок, выходные данные, сноски, алфавитный указатель, издательский блок. Все на месте. Автор, название, копирайты, год, аннотация — все везде правильно. Все правки внесены. Точно? Подняла переписку. Да, все ок.
Итак. Пара последних мелких правок. И можно записывать файлы в типографию. В понедельник сдадимся.
19:30
Правки отправлены. Дела сделаны. Текст для «Время действовать» переносится на завтра.
Итог: сегодня был достаточно спокойный день. Писем / звонков немного. Так всегда бывает в пятницу. Зато было время для своих задач.
Набросала план на понедельник. Все! Можно отдыхать!!
…
21:35
Телефон. А вот и автор! Нашелся.
…