Любая книга, издатели которой обещают «море практических советов», «101 способ улучшения-повышения-развития» или любую другую манящую возможность, всегда вызывает одинаковые вопросы: «А чего, собственно, добился на практике сам автор?», «Чем он может гордиться и способен ли чему-то научить?».
Мы громких обещаний не давали, но все-таки несказанно рады, что «Вверх! Практический подход к карьерному росту» вышел именно в МИФе! Если привычные сомнения “не отпускают”, спешим их развеять. Лучший способ для этого – знакомство с автором.
Личную встречу с Инной Кузнецовой обеспечить прямо сейчас не готовы (это пока в планах), однако заочную – запросто!
Автор одной из лучших «карьерных» книг уходящего (и наступающего) года некоторое время назад дала развернутое интервью популярному российскому изданию. Даже его малая часть, представленная ниже, убедит Вас, что к практическим советам человека, добившемуся ТАКИХ высот, имеет смысл прислушаться.
Итак, знакомьтесь, Инна Кузнецова!
ПЕРВАЯ РАБОТА
Младший повар, подсобный рабочий-археолог, переводчик-синхронист, журналист-фрилансер, преподаватель мат.анализа – во времена школьной летней практики или для приработка к стипендии.
Первая профессиональная работа в IBM – «поддержка маркетинга». Представительство IBM в России 1993 году насчитывало всего около 60 человек на 6 часовых поясов. Так что мне приходилось и заключать сделки, и инсталлировать сервера, и обсуждать детали контрактов с юристами, и организовывать работы по кириллизации и переводу операционных систем машин среднего класса.
ПЕРВАЯ ЗАРПЛАТА
Около 20 рублей за месяц шинкования салатов и разливание компота в столовой.
КАК ВЫ ПРИШЛИ В ПРОФЕССИЮ?
Поступила на работу в IBM в Москве в 1993 году. Начала с поддержки маркетинга, потом перешла в продажи и к 1995 году возглавляла сектор продаж ИТ в индустрии образования, здравоохранения, науки, транспорта и телекоммуникаций.
С 1997 года работаю в штаб-квартире IBM в США, сначала в качестве руководителя операций одного из дивизонов на развивающихся рынках, а потом и в других областях, сопряженных с ростом бизнеса и выхода на новые рынки.
В 2004-2005 году, параллельно с работой, закончила Executive MBA в Колумбийской бизнес-школе и вскоре перешла в ранг executive, став директором стратегии, маркетинга и поддержки продаж Power Systems, линии серверов IBM.
В 2007-2009 возглавляла бизнес IBM в области Линукс и, одновременно, работала над слияниями компаний.
С сентября 2009 года – вице-президент по маркетингу и продажам Системного ПО, отвечающий за запуск новой стратегической продуктовой линии компании.
ЧТО САМОЕ СЛОЖНОЕ В РАБОТЕ?
В нашей компании работает несколько сот тысяч человек, более чем в 100 странах. Для примера, скажу, что есть всего пара часов в сутки, когда можно собрать представителей всех регионов на общий телефонный разговор – из-за разницы в часовых поясах. Так что как минимум два раза в неделю мой рабочий день начинается в 7 утра. Внедрение любых изменений в бизнес-модель в таких масштабах требует значительных усилий, а также необходимости сочетать общность стратегии с местной спецификой.
А ЧТО САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ И ПРИЯТНОЕ?
Удовлетворение от хороших результатов долгой работы. Например, повышение продаж или доли рынка – или просто удачное выступление на конференции.
Возможность повлиять на ход истории индустрии – от слияния компаний до определения стратегических направлений бизнеса IBM.
Встреча и работа с интереснейшими людьми – например, СIO наших заказчиков, внедряющими сложные проекты или руководителями крупных ИТ компаний, которые могут поделиться своим видением того, что происходит в индустрии.
Путешествия по миру и возможность познакомиться с другими культурами не только как турист, а через живое общение – и деловое, и социальное.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ТАКУЮ ЖЕ РАБОТУ КАК У ВАС?
Регулярно и методично добиваться реального, измеримого успеха в профессиональной области и постоянно расширять свои знания, успешное руководство людьми, стратегическое планирование и, одновременно, умение практически реализовывать проекты.
ЧТО ВАМ ПРИШЛОСЬ ИЗМЕНИТЬ В СЕБЕ РАДИ ЭТОЙ РАБОТЫ? ЧЕМУ ПРИШЛОСЬ НАУЧИТЬСЯ РАДИ ЭТОЙ РАБОТЫ?
Я интроверт, и главное, что мне пришлось изменить в себе в течение всей карьеры это научиться общаться с людьми – как в профессиональном, так и в социальном контексте. Это потребовало и повышения emotional intelligence, и освоения практики small-talk, и постоянного внимания к тому, как я проявляю свои эмоции, какое влияние оказываю на людей – и преодоления элементарного страха подойти к незнакомым людям на приеме или сделать телефонный звонок.
Если говорить о моей текущей работе, то первое, что мне пришлось сделать, это выучить немало нового в области системного программного обеспечения, виртуализации инфраструктуры и интегрированного сервиса. Построение нового бизнеса требует хорошего понимание рынка, продуктов, тенденций, тех проблем, с которыми сталкиваются наши заказчики и решений, которые предлагают конкуренты. И хотя я продолжаю свое обучение техническим деталям и реалиям рынка – это была наименьшая из трудностей.
Гораздо сложнее далось мне другое изменение, связанное с переходом на более высокую должность – то, что в американском управлении называется «бархатными перчатками». Чем выше вы по служебной иерархии, тем больший вес имеет ваше слово, и тем больший ущерб вы можете незаметно для себя нанести подчиненным или сотрудникам. Даже аккуратно высказанная критика, отсутствие похвалы и признания заслуг гораздо сильнее демотивирует коллег. Необходимо подать свою даже самую негативную реакцию в такой форме, чтобы у людей возникло желание работать над улучшением решения, а не искать другую работу. То есть касаться людей аккуратно – отсюда и такое поэтическое название как «бархатные перчатки». Будучи младше своих подчиненных – и многих из их подчиненных – я часто забывала в пылу спора о необходимости осторожно отмерять критику или сопрягать ее с признанием затраченного труда. И так как это качество часто проявлялось именно в ситуации стресса, учиться преодолевать его в себе было очень сложно.
Я также продолжаю учиться совсем другому уровню нетворкинга и создания возможностей для совместных проектов с другими подразделениями IBM и партнерами. Это качества, необходимые руководителям старшего звена в крупном, разветвленном бизнесе.
ЧТО ВЫ НЕ УМЕЕТЕ?
Кататься на велосипеде. Но в том, что касается пробелов в рабочих навыков, ответ будет куда более обширным. В детстве мне очень понравилась следующая аналогия. Нарисуйте на бумаге круг – внутри круга то, что вы знаете, вне его – то, чего не знаете. Граница круга – это те знания, о нехватке которых вам известно. Чем больше круг – тем больше граница. Чем больше вы знаете, тем шире область соприкосновения с неизвестным и желанием его постичь.
Также и в моей работе. Чем большую область она охватывает, чем больше я узнаю про технологии, финансы, управление и маркетинг, тем более я вижу областей, в которых мне бы хотелось углубить свои знания. От более глубокого понимания сетевых технологий до особенностей использования social media в B2B маркетинге.
КЕМ ВЫ ВИДИТЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ? КАКАЯ ВАША ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕЧТА?
Я надеюсь продолжить карьеру в IBM. Несмотря на то, что наша компания будет отмечать в следующем году свое столетие, она продолжает расти и изменяться, открывая новые области бизнеса и возможности положительно влиять на жизнь людей. Я надеюсь продолжить работу в областях связанных с ростом, продвижением продукции на новые рынки и создание новых моделей бизнеса.
Мне также хотелось бы, чтобы многие из тех, кому я помогаю как руководитель, ментор или ролевая модель, добились немалых успехов. Лучшее наследство, которое может оставить после себя руководитель – это новое поколение лидеров в своей области.
Особенно хотелось увидеть больше женщин-руководителей бизнеса в ИТ. В IBM первая женщина вице-президент появилась в 1943 году и на сегодняшний день более 1000 женщин по всему миру работают в ранге executive – это число выросло более чем в 5 раз за последние 15 лет. Хочется верить, что доля женщин среди руководителей компании будет продолжать расти. И что индустрия в целом привлечет больше женщин.