Вячеслав Болтрукевич – наш коллега из издательства ИКСИ недавно был в Японии и поделился своими впечатлениями.
Последнюю неделю октября я провел в Японии. Мы организовывали для группы руководителей российских компаний бизнес-тур с посещением японских компаний. Это был мой второй визит в Японию. Однако если мое первое посещение этой страны длилось только два дня и ограничилось Токио, то в этот раз я посетил также Нагоя и Киото и в общей сложности находился в стране восходящего солнца неделю. Этого мало, чтобы узнать страну изнутри, но достаточно, чтобы с ней познакомиться. Лично меня Япония впечатлила больше, чем европейские страны и Америка. Я хочу поделиться отдельными наблюдениями об этой стране, которые мне показались очень интересными. Часть из них о том, как все продумано в этой стране, другие просто о стране.
Как не создавать очередей в метро?
Токийское метро очень загружено. В этом мегаполисе очень мало мест для парковки, поэтому большинство жителей столицы и пригородов передвигаются на общественном транспорте. Метро – это, пожалуй, основное средство передвижения. Несмотря на огромный поток людей, особенно в час пик, в метро не бывает очередей. Билеты можно купить непосредственно возле турникетов в специальных автоматах. Автоматов много, купить билет покупается нажатием двух кнопок (покупку можно сделать за 5 сек), поэтому очередей не образуется.
При прохождении турникета не останавливаешься. Идя спокойным шагом в метро, на одном краю турникета ты опускаешь талончик (см. фото) в широкое отверстие, а через два шага забираешь его. За это время автомат успевает отметить станцию посадки (размер платы дифференцирован). На выходе ты вновь опускаешь талончик в турникет, который «съедает» его. Тебе не нужно думать, куда его девать. В метро никому не нужно собирать сотни использованных талончиков, разбросанных по полу, все их можно утилизировать. Плюсы очевидны. И еще – сам талончик велик лишь настолько, чтобы его можно было удобно держать в руке и не потерять в кармане. Зачем тратить лишнюю бумагу?
Как экономить место?
Как известно, в Японии очень мало места. Просто мало. Легко представить себе на карте Японию и Россию. А теперь представьте себе, что население этих стран примерно равное. И автомобилей на душу населения в Японии больше. Им всем нужно ездить. Их все нужно парковать. Их все нужно заправлять. А места мало.
Ширина дороги в Японии определятся шириной автомобилей. Плюс 15-20 см с каждой стороны. Это означает, что в одной полосе может ехать только один автомобиль. Это характерно не только для Японии, но там это особенно обращает на себя внимание. В сельской местности дорога заасфальтирована на ширину, минимально возможную для того, чтобы автомобиль смог проехать.
Паркуют автомобили в несколько ярусов. Даже домашние гаражи двухъярусные.
Кто сказал, что на заправке должны быть колонки? Шланг может просто спускаться с крыши. Это значительно сокращает потребность в земельной площади и продолжает «необычности» Японии, такие как левостороннее движение, чтение сверху вниз и др.
Как научить детей географии, истории и английскому языку?
В Киото на территории одного из храмов ко мне подошел японский мальчишка лет десяти, представился и задал несколько простых вопросов на английском языке – как меня зовут, откуда я, сколько мне лет. Когда я ответил, что я из Москвы, он достал контурную карту мира формата А4, и попросил меня отметить нашу столицу. После чего поблагодарил, сказал, из какого он города и в какую школу ходит, дал импровизированную визитку и попросил сфотографироваться.
Потом наша сопровождающая рассказала мне, что в начальной школе все школьники ездят в Киото – культурную и историческую столицу Японии на экскурсию. Их водят по храмам и рассказывают об истории страны и об исторических личностях там, где они жили, в храмах, которые они построили. По-моему, это очень хорошо дополняет учебник по истории. Но это не все.
Обычно это первая поездка школьников без родителей. Длиться она около недели. Школьники постоянно сопровождаются с учителями. Но в один день им разрешают в группах по 5-6 человек гулять по городу самостоятельно. Делается это специально, чтобы дети учились самостоятельности и умению самостоятельно решать возникающие проблемы (например, добраться на общественном транспорте из пункта А в пункт Б).
Дополнительно им дают задание. Каждый школьник должен пообщаться как минимум с двумя-тремя иностранцами. Благо отличить их в Японии несложно. Внешний вид говорит сам за себя. В доказательство выполнения задания они должны отметить на карте, откуда были эти люди, как их зовут, и предъявить фотографию. Сами японцы очень любят фотографироваться и никогда не отказывают в этом иностранцам. Плюс ко всему это развивает нормальное отношение к людям других национальностей.
Описанные истории из быта японцев демонстрируют принцип «продуманности до мелочей» и принцип «ничего лишнего». Мы посетили несколько предприятий в Японии – Toyota, Shiseido, Denso и др. Продуманность до мелочей и принцип «ничего лишнего» проявляется и в бизнесе. В Toyota – это видно и в расположении контейнеров на сборочной линии, и в наличие часового перерыва между первой и второй сменой и в других вещах. И все это – здравый смысл, ничего больше. Здравый смыл в организации процессов в бизнесе, в жизни, в быту, который превратил Японию в одну из самых развитых стран.
Как выстроить работу разумно? Пример из практики Toyota
Кроме быта, хочу также описать, на мой взгляд, очень интересных фактов о компании Toyota. Некоторые заводы этой компании работают в две смены. Вторая смена начинает работать через час после того, как закончила свою работу первая. Другими словами, между сменами есть часовой перерыв. Интересно, что его наличие не просто так. Оно обусловлено двумя важными причинами. Во-первых, это позволяет выровнять загрузку рабочих первой и второй смен. Если, скажем, первая смена не успела сделать план за отведенное время (например, из-за простоя конвейера по причине брака отдельных деталей), то сборка автомобилей продолжается после смены. У смены в запасе есть час. В среднем, конвейер в смену простаивает по различным причинам 10 минут. Этот показатель учитывается при планировании загрузки.
Но еще более интересна вторая причина, обуславливающая необходимость перерыва между сменами. Известно, что Toyota умеет вылавливать даже самые мелкие потери в своих процессах, находить коренные причины и разрабатывать контрмеры. Так вот этот час сотрудники Toyota используют для того, чтобы поработать над обнаруженными во время первой смены проблемами (в рабочее время они собирают автомобили), скорректировать существующие стандарты работы в соответствии с разработанными контрмерами и обучить работе по улучшенным стандартам коллег второй смены. То есть этот перерыв позволяет максимально быстро внедрить усовершенствования.