В этом году на книжном рынке произошло знаменательное и очень радостное событие: книжный магазин «Библио-Глобус» отметил свой 50-летний юбилей! Мы очень любим этот магазин и тесно с ним сотрудничаем. И конечно, не могли упустить замечательную возможность поздравить «Библио-Глобус», узнать о его истории, особенностях, планах на будущее, а также выведать секреты долголетия. Обо всем этом нам рассказала Елена Данилова, начальник отдела рекламы ТД «Библио-Глобус».
Для начала хотелось бы узнать: с чего началась история магазина?
Москвичам, наверное, кажется, что книжный на Мясницкой (бывшей улице Кирова) был здесь всегда: магазин № 120 Москниги, «Книжный мир» и, наконец, «Библио-Глобус».
1957 год, июль, 24 число — день, когда в двери нашего дома, которым мы так гордимся, вошли первые покупатели-читатели. Созданием книжного магазина № 120 мы обязаны Сергею Ерофеевичу Поливановскому — корифею московской книжной торговли, возглавлявшему ее более сорока лет; его столетний юбилей мы торжественно отпраздновали в сентябре. А с 1961 по 1984 год — почти четверть века — «Книжный мир» возглавлял Леонид Воложин. В «Библио-Глобусе» до сих пор говорят о так называемой воложинской книготорговой школе.
Какой литературой изначально торговал магазин?
В «дорыночные» времена это был универсальный книжный магазин, но не совсем обычный: именно здесь всегда были широко представлены книги на языках многочисленных народов и народностей СССР.
Когда у «Библио-Глобуса» появилось такое название?
Название «Библио-Глобус» появилось во время перемен, когда распахнулись закрытые прежде двери в мировое книгоиздательское и книготорговое сообщество. Практически это то же название — «Книжный мир», — но понятное не только россиянам.
А есть ли в магазине сотрудники, которые работают в нем уже очень давно? Сколько лет они посвятили «Библио-Глобусу»?
В нашем коллективе очень много таких людей. Некоторые даже никаких других записей в трудовой книжке, кроме как о приеме в «Библио-Глобус» и продвижении по служебной лестнице, не имеют. Более 35 лет работают в книжном на Мясницкой Раиса Масальцева, Валентина Осипова, Надежда Леонова. Еще 36 сотрудников работают больше 15 лет (20, 30 лет). Так что есть кому хранить традиции и передавать опыт молодежи.
Можете ли вы припомнить самый забавный случай, связанный с покупателями?
Таких историй, своеобразного местного фольклора, у нас накопилось за пятьдесят лет немало. Вот, например, такой случай. По залам магазина ходит приятная, хорошо одетая дама. Охранник замечает, что она откровенно принюхивается к чему-то: водит головой из стороны в сторону и втягивает носом воздух. Бдительный молодой человек решает, что дама со своей тонкой организацией, возможно, заметила запах дыма (вдруг что-то загорелось, а он еще не почувствовал), и тоже ходит за ней по пятам и принюхивается. Наконец он вежливо спрашивает покупательницу, что, мол, вы такое чуете, чего я никак не могу уловить. А она ему отвечает: «Запах знаний».
Или вот такой случай. Было время довольно болезненного перехода на самообслуживание, и покупатели написали нашему директору в книге жалоб и предложений: «Есенькин, верни все в зад».
Наверняка у магазина есть постоянные покупатели? Знаете ли вы их в лицо?
Да, и очень много. Надо сказать, что наши юбилейные дни принесли много очень приятных впечатлений: нас поздравляли и те, чьи имена широко известны, и просто покупатели, считающие нас своими друзьями, — все несли тортики, цветы, поздравления.
У нас существует отдел по работе с постоянными клиентами. Сейчас мы развиваем клубное направление, формируем интернациональную базу наших клиентов. Хотим работать в интерактивном режиме с покупателями, иметь надежную обратную связь.
Часто ли в магазин приходят известные люди? Какую литературу они покупают?
Среди наших постоянных покупателей творческая элита, ученые, политики, чиновники высокого ранга. Их много, и мы очень дорожим доверием каждого из них.
Самая крупная покупка в магазине. Кто ее совершил, когда? Что купили?
Трудно говорить о крупных покупках без учета времени: то, что казалось неимоверно дорогим лет двадцать назад, сегодня может совершенно не впечатлить. Сегодня многие состоятельные люди справедливо полагают, что библиофильство — это не только тихая радость владельца книжных сокровищ, но и важная часть имиджа. Все больше людей поручают нашим специалистам качественный подбор библиотеки: отслеживание серийных изданий, поиск книг определенной тематики или полиграфического и художественного качества — как вновь изданных, так и антикварных. У нас есть замечательные сотрудники, которые делают это деликатно и профессионально. Это и есть самые крупные покупки: стоимость библиотеки может достигать, к примеру, полутора миллионов рублей.
Какие планы на будущее у «Библио-Глобуса»? Не планируется ли создание сети книжных?
Планов много, они связаны в первую очередь с совершенствованием нашего торгово-технологического процесса, улучшением сервиса для покупателей. Наше будущее также связано и с просветительскими проектами: мы способствуем тому, чтобы книги стали доступны там, где нет стационарной книжной торговли. Мы развиваем сейчас, к примеру, такие направления, как дистанционный заказ любой позиции из ассортимента «Библио-Глобуса» через сеть сенсорных киосков в вузах, почтовых отделениях, больницах; приступили к осуществлению франчайзинговых проектов, формируем русский интернет-каталог АВС как часть Всемирного каталога профессиональной книги (Advanced Book Catalog).
Какие книжные являются главными конкурентами «Библио-Глобуса» и почему?
Рынок книжного ритейла в Москве можно назвать насыщенным, конкуренция достаточно высока и постоянно нарастает. Есть крупные независимые книжные магазины, известные москвичам, как и «Библио-Глобус», с незапамятных времен; бурно развиваются новые сетевые форматы, особенно на окраинах Москвы. И мы рады этому, хотя наши задачи постоянно усложняются.
Каким образом «Библио-Глобусу» на протяжении 50 лет удается удерживать лидирующее положение и привлекать новых покупателей? В чем секрет успеха?
Нужно всегда опережать события, уметь заглядывать в будущее. Очень важное место в нашем успехе принадлежит лидерским качествам руководителя, его интуиции, уникальной способности впитывать и анализировать информацию, предпринимательской хватке, умению собрать вокруг себя активных и инициативных людей, сплотить их в крепкий коллектив, научить любить книги и своих покупателей..
Как вы думаете, каким будет магазин в свой 100-летний юбилей?
Будущее связано с освоением технических возможностей, которые с каждым годом становятся все шире и совершеннее. Возможно, в недалеком будущем в «Библио-Глобус» не понадобится даже заходить — можно будет просто заглянуть в его виртуальное пространство из дома или офиса, «побродить» по этажам, найти нужную книгу, «полистать» ее, и заказать через Интернет электронную копию либо издание на традиционном носителе — бумаге. В интерактивном виртуальном пространстве, вероятно, будут проходить и встречи с писателями, дискуссии, клубная работа.
И мы надеемся, что наш магазин всегда будет таким, каким его любят москвичи. Ведь если подумать, «Библио-Глобус» — самый «московский» из всех книжных магазинов, в нем всегда людно и всегда происходит что-то интересное, в нем традиции русского просветительства прекрасно уживаются с новыми технологиями, в нем живет и всегда будет жить живая душа книги.