в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
школа
МИФ. Детство
Садбери Вэлли — школа будущего: как свобода и игра помогают детям учиться
19.01.2017 Просмотров: 3 719
МИФ. Детство
Садбери Вэлли — школа будущего: как свобода и игра помогают детям учиться
19.01.2017 Просмотров: 3 719

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Способность к обучению закладывается генетически. В течение примерно первых четырех лет жизни дети впитывают в себя неизмеримо огромное количество знаний, не имея никаких инструкций. Они учатся ходить, бегать, прыгать и лазать, понимать язык того общества, в котором живут. Учатся говорить на этом языке, выражать свои желания и спорить, задавать вопросы, веселиться, грустить и дружить.

К пяти-шести годам эти природные инстинкты и врожденные способности никуда не деваются, но мы выключаем их, принуждая ребенка учиться в школе. Самый большой урок, который мы выносим из школы, заключается в том, что учеба — это работа, которой нужно избегать при первой возможности.

Но как же сохранить огонь познания в детях на всю жизнь? Автор книги «Свобода учиться» уверен, что детям нужно всего лишь дать свободу и возможность играть в любое время, и они научатся всему сами и выберут свое призвание.

Проблема образования

Наше общество считает детей неумелыми и безответственными. Уверенность, что дети и даже подростки неспособны выбирать собственный путь и принимать разумные решения, — это беда, которую мы сами на себя накликали. Мы отправляем детей в школы, там они живут по указаниям взрослых, в свободное время мы заставляем их заниматься бесполезной и бесцельной работой и тем самым отнимаем время, нужное им для развития ответственности и умения определять свой путь.

Действия родителей и учителей приводят детей к мысли, что они самостоятельно ни на что не способны. С тех пор как принудительное образование распространилось и на более старший возраст, уровень неуверенности детей в собственных способностях тоже вырос. Скрытый, а иногда и явный посыл системы принудительного образования таков:

«Если ты делаешь все, что тебе говорят в школе, у тебя все получится».

Дети, которые покупаются на эту идею, перестают брать на себя ответственность за собственное образование. Они ошибочно принимают как должное, что кто-то за них решил, что им нужно делать и знать, чтобы добиться успеха во взрослой жизни.

шк

Источник

Все, что человек делает по чужой указке и по составленному кем-то графику, — это труд. Когда кто-то контролирует процесс обучения ребенка, радость превращается в работу. Альберт Эйнштейн очень любил математику и относился к ней как к игре, но ненавидел учить ее в школе. То же самое происходит и с нашими детьми.

Садбери Вэлли. Школа свободы

Более 40 лет школа «Садбери Вэлли» представляет собой, возможно, самый большой секрет американского образования. Чтобы понять, как она устроена, сначала нужно принять идею: взрослые не контролируют процесс образования детей; дети учатся сами.

Это частная дневная школа, которая находится в пригородном районе Фрэмингхема. Туда принимают детей с четырех лет на любом этапе обучения до окончания школы. Экзамены сдавать не нужно, умственные способности ребенка никак не проверяют. Единственное, что необходимо для поступления, — пройти собеседование.

Прежде всего школа «Садбери Вэлли» — это демократическое сообщество. Основной орган управления — школьное собрание, куда входят все учащиеся и работники школы, каждый имеет право голоса независимо от возраста, а решения принимаются по принципу «один человек — один голос». В общем и целом собрание полностью несет ответственность за работу школы. Участники собрания встречаются раз в неделю, утверждают правила поведения в школе, нанимают или увольняют работников, принимают все важные решения по поводу распределения бюджета.

Школьники могут свободно передвигаться по зданиям школы (большому сельскому дому в викторианском стиле и отреставрированному амбару) и по школьной территории (которая занимает примерно четыре гектара) и общаться с кем захотят. Они не привязаны к определенному месту или группе.

шк1
В этом здании располагается школа будущего. Источник

Деление на начальную школу, средние и старшие классы отсутствует. Книгами, которые стоят вдоль стен во всех классах, компьютерами и другим оборудованием могут пользоваться все. Сотрудники школы помогают в учебе всем по самым разным предметам и делятся любыми навыками, а дети вправе выбирать, хотят они этим воспользоваться или нет.

Школьники старше восьми лет могут самостоятельно выходить за пределы территории школы в любое время.

Уроки по определенным предметам проводят, если дети высказывают такое желание, но никого не заставляют и даже не просят их посещать, и многие ученики никогда не бывают на таких уроках. Поскольку это уроки неформальные, они могут длиться ровно столько, сколько это интересно ученикам

Основная идея школьной философии заключается в том, что каждый сам отвечает за свое обучение. В школе нет учебного плана, там не проводятся контрольные работы, никто не ставит оценок, не делит учеников на плохих и хороших.

В общем, «Садбери Вэлли» совсем не похожа на другие общеобразовательные школы. Если вы туда зайдете, то, вероятно, решите, что пришли во время перемены. Вы увидите школьников, которые играют, беседуют друг с другом, занимаются чем-то еще сами по себе или просто болтаются без дела. На улице дети будут группками сидеть на траве и обедать, лазать по деревьям, ловить рыбу в запруде у мельницы, играть в баскетбол, сражаться на игрушечных мечах, кататься на велосипедах или моноциклах, качаться на качелях или кататься с горки на игровой площадке.

В помещении дети готовят еду, играют в карты или видеоигры, работают за компьютером, бренчат на гитарах и сочиняют песни, шумят и хулиганят (в пределах допустимого, конечно), обсуждают фильм или последний подростковый роман про вампиров, сплетничают, спорят о политике, смотрят музыкальные клипы, собирают конструктор, читают книги — про себя или вслух младшим, рисуют, продают печенье, чтобы выручить немного денег в рамках программы «Заработай для школы».

в2

Свободные занятия в школе. Источник

Но работает ли такая система обучения?

Правда ли, что школьники учатся тому, что им необходимо для жизни в обществе?

Результаты исследования, опубликованного  в American Journal of Education, говрят о том, что школа дает отличное образование. Примерно 75 процентов выпускников после школы получают высшее образование, они не считают, что им было как-то особенно сложно поступить в выбранный вуз или учиться там после поступления.

Некоторые учащиеся, включая тех, кто никогда до того не учился в обычной школе, поступают в престижные вузы и хорошо там учатся.

Все выпускники «Садбери Вэлли» независимо от наличия высшего образования находят хорошую работу по душе, которая позволяет им заработать на жизнь. После школы они выбрают самые разные пути — бизнес, гуманитарные науки, медицину, работу в сфере услуг и другие профессии, требующие высокой квалификации. При этом все весьма успешны, и главное, счастливы.

Большинство выпускников признаются,что были счастливы окончить школу «Садбери Вэлли», потому что там они радовались детству, были свободными, там их уважали и ценили как личностей.

в3

Исследования окружающего мира. Источник

В чем преимущества такого образования?

У выпускников «Садбери Вэлли» есть преимущества перед выпускниками обычных школ:

1. Способность брать на себя ответственность и быть самостоятельным. Выпускники говорят, что в школе «Садбери Вэлли» они всегда должны были сами принимать решения, чем заняться, поэтому ни на кого не могли свалить вину за свои ошибки. Немаловажно и то, что, если они хотели добиться каких-то изменений, им нужно было это делать при помощи демократических процедур. Выпускники утверждают, что чувство ответственности, от которого зависит результат, осталось с ними на всю жизнь и сослужило хорошую службу и в учебе, и в работе

2. Ко второй категории преимуществ можно отнести мотивацию на дальнейшее образование и работу по выбору. Поскольку в школе создавались условия, позволяющие получить удовольствие от учебы, то выпускникам хотелось учиться и дальше, их мучило любопытство, они хотели получить больше знаний в той области, что их интересовала. Более того, большинство выпускников школы назвали причиной высокой мотивации то, что они занимаются делом, которое выбрали сами, которое им нравится.

«У многих в вузе было больше опыта в каких-то основных областях. Но у меня было другое отношение, и мне это помогло быстро наверстать упущенное. Содержательные вещи очень просты в изучении… Для себя я решил, что иду в университет, чтобы учиться с удовольствием, заниматься тем, что нравится, и получать максимум от того, что мне предложат. Многие студенты относились к учебе так, будто бы их пригнали силой. Им никогда не приходило в голову, что они могут заняться чем-то еще».

в4Во время беседы с учителем. Источник

3. В третью категорию преимуществ входят знания и навыки, которые приобрели выпускники. В школе «Садбери Вэлли», самостоятельно изучая предметы, в том числе и в процессе игры, школьники приобрели довольно необычные навыки: они глубже разбирались в тех областях, которые их более всего интересовали, и выбрали работу и учебу именно в этих сферах.

4. К четвертой категории наиболее часто называемых преимуществ относится отсутствие страха перед вышестоящими. Это объясняется тем, что в школе «Садбери Вэлли» между детьми и взрослыми были уважительные отношения, ученики привыкли озвучивать свое мнение на школьном собрании и в правовом комитете. Выпускники школы отмечали, что у них были хорошие отношения с преподавателями и начальством, они легко находили со всеми общий язык и не боялись, если нужно, попросить помощи или совета.

По материалам книги «Свобода учиться».

Обложка поста отсюда.