в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
IMG_9130
Интервью
Эйдетика и гармоничное развитие ребенка: интервью с педагогом и психологом Юлией Таракановой
11.10.2016 Просмотров: 1 173
Интервью
Эйдетика и гармоничное развитие ребенка: интервью с педагогом и психологом Юлией Таракановой
11.10.2016 Просмотров: 1 173

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Воспитывая ребенка, не стоит забывать одну простую вещь: любое обучение должно быть разумным. И лучше всего, если вы создадите такие условия, при которых ребенок будет осваивать новые навыки постепенно, вдоволь играть и свободно познавать мир, получать удовольствие от процесса обучения.

Сегодня мы хотим поговорить с Юлией Таракановой, опытным педагогом, психологом, специалистом по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения), автором развивающего набора «Азбука. Живые буквы». Юлия Викторовна много лет работает с детьми. И сегодня она делится с нами своим богатым опытом, рассказывая о воспитании и развитии детей.

Юлия Тараканова (справа) с дочерью.

Юлия Тараканова (справа) с дочерью.

Юлия Викторовна, многие родители никогда не слышали о таком понятии, как эйдетика. Расскажите подробно, что это такое. Почему эйдетика так важна в развитии детей?

В большинстве образовательных учреждений методики занятий с детьми опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, иностранный язык… Возникает вопрос: как это все запомнить?

Эйдетика помогает в этом, она включает в себя различные методы запоминания и обработки информации. «Эйдос» в переводе с греческого «образ». Эйдетизм это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.

ш1

Источник

Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и лишь с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы.

Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.

Сколько лет вы уже обучаете малышей? Расскажите о своем опыте работы с детьми. Чем сейчас занимаетесь?

Я работаю с детьми более 20 лет. Начинала в государственной школе г. Саратова. По образованию я инженер-физик полупроводников и диэлектриков. После развала нашей электронной промышленности пришлось искать себя в другом направлении. Но мне чрезвычайно повезло: я нашла свое призвание!

В школе работала учителем математики и физики, еще вела рисование в младших классах. Случайно узнала о существовании Московской Школы Эйдетики (от подруги сестры, психолога), и в 1997 году училась в ней. Сразу же после окончания начала работать как инструктор Школы Эйдетики. Сначала я работала со школьниками и взрослыми людьми, но постепенно возраст моих учеников снижался. И я добралась до малышей 2 лет:) Была потрясена, как они легко и очень активно пользуются своими ассоциативными способностями.

Одновременно при Саратовском государственном университете я вела курсы развития памяти и скорочтения для старшеклассников и взрослых. Позже уже в Москве я работала в Филипповской частной школе и детском центре «Ого-город». В 2008 году создала свой собственный детский центр «Семейкин клуб», который успешно работает и по сей день.

Сейчас живу и работаю в США. В сентябре мы с подругой-американкой открываем свой двуязычный детский сад. Пытаемся объединить методики Марии Монтессори, Вальдорфской школы и эйдетику.

Многие родители теряются в многообразии современных методик обучения дошколят. Расскажите о тенденциях в обучении и посоветуйте родителям, на что нужно обращать внимание, выбирая методику?

Если говорить о развитии интеллекта и навыков, важных для будущего обучения в школе, то наиболее эффективной и естественной для ребенка я считаю систему Марии Монтессори. Она исходит от потребностей и задач развития каждого ребенка.

Мария Монтессори долгое время изучала способы освоения детьми разных навыков (в том числе элементарных навыков самообслуживания), увидела общие базовые закономерности, определяющую роль культурно-предметной среды, в которой ребенок активный исследователь. На основании наблюдений поведения детей она разработала свою философию и систему обучения. Я изучаю и использую эту систему более десяти лет, дополняю ее современными практическими знаниями из области психологии и нейропсихологии.

ш2

В монтессори-классе. Источник

Поскольку я физик по образованию, то очень люблю проводить с детьми различные опыты, эксперименты, показывать им научные фильмы, пробуждающие интерес к естественно-научным знаниям.

Использую игры Клауса Фопеля для развития коммуникационных навыков у детей, воображения и внимания. А также создаваемые совместно с детьми интеллект-карты (по методике Тони Бьюзена) для организации и усвоения самых разнообразных научных знаний и любой текстовой информации.

В последние два-три года активно применяю методику Kumon для развития элементарных навыков мелкой моторики, письма и счета.

Для гармоничного развития детей дополнительно обращаюсь к методике Льва Виноградова (музыкальное и физическое воспитание).

к4

Мамы часто жалуются на то, что их ребенок крайне неусидчив, гиперактивен и его практически невозможно увлечь занятиями. Что делать в таких случаях?

Очень часто родители ставят своему ребенку абсолютно неверный диагноз гиперактивность, пряча за ним свое нежелание или неумение подобрать или создать для маленького непоседы увлекательное занятие. Обычно такого не случается, если сами родители увлечены каким-то делом: рисуют, лепят, играют на музыкальных инструментах, изучают музейные экспонаты, природные явления, космические тела, создают новые технические конструкции и многое другое.

Тут дело в том, что многим родителям не хватает терпения однообразно изучать с ребенком азбуку, счет и тому подобное. Это можно исправить — стоит лишь добавить в процесс обучения творчество, фантазию, игровые моменты. Часто на помощь приходят уже готовые решения других родителей или педагогов. В эпоху интернета найти их несложно.

ш2

Предложите несколько простых занятий (упражнений), которые задействуют ассоциативную и образную память.

Самое простое и очень эффективное заучивание стихов с помощью ассоциативных рисунков. Причем для малышей до 4-5 лет рисунки рисуют, а чаще и сами ассоциации придумывают взрослые. Начиная с 4-5-летнего возраста дети сами способны подобрать ассоциацию и нарисовать ее. Ассоциации поначалу подбираются практически к каждому слову стихотворения. Позже их количество можно уменьшать, рисуя одну картинку-ассоциацию к целому четверостишию.

Стихи можно запоминать и с помощью движений, и с помощью предметов окружающей среды.

Или еще одна простая игра: предложите ребенку искать предметы, похожие на заданную букву или цифру. Или поиграйте в Ивана-сундука: что бывает такого цвета, за которым пришел Иван-сундук?

Сколько минут в день нужно заниматься с самыми маленькими детьми (от 1-2 лет)? Какие занятия (виды деятельности) должны быть ключевыми?

В каждом возрасте и в каждом индивидуальном случае у детей разные задачи. С малышом важно не заниматься, а играть. И обучать всему в игре. Обучать многому очень многому можно просто гуляя в парке, путешествуя в автомобиле, ползая на четвереньках по ковру, рисуя, читая занимательные книжки, разыгрывая разнообразные ситуации, подбирая особенные мультики и позже фильмы.

ш3

Источник

Ребенок должен развиваться гармонично. Поэтому заботиться нужно и о здоровом питании, о физическом, творческом и интеллектуальном, нравственном и психо-эмоциональном развитии. В общем, задача не простая. И родители очень часто к выполнению таковой не готовы. Этому же нигде не учат! Хорошо, если есть примеры в собственной семье или любопытство родителей заставляет их много читать и находить ответы на возникающие вопросы.

На какой возраст рассчитаны занятия, которые задействуют образную и ассоциативную память?

Развивать образную память можно с рождения и в любом возрасте! Я работала и с годовалыми, и с 70-летними… Мнемотехническим приемам обычно обучают с 12 лет. Но я и пораньше эффективно это делала. Меняется только материал, к которому эти приемы адаптируют: от букв и стишков до сложных текстов, географической номенклатуры, исторических дат, формул и партитур, сводов законов и т.д.

Расскажите об обучении алфавиту с помощью эйдетики.

Как обучать малышей азбуке, я писала в предисловии к своему развивающему набору «Азбука. Живые буквы». Вот несколько коротких советов.

— Для более эффективного запоминания знакомьте ребенка не более чем с семью буквами за один раз.

— Произносите только звук, которые обозначает буква, а не название буквы.

— Просите малыша обвести буквы пальчиком.

— Показывайте ребенку слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву слова.

ш4

Напоследок пожелайте что-нибудь нашим читателям.

Дорогие родители, дети наши лучшие учителя! Они учат нас терпению, прилежанию, последовательности, креативности, любознательности и многому другому. Начав удивительный процесс обучения и воспитания ребенка, вы заметите позитивные изменения в самом себе. Обучение детей всегда процесс с обратной связью. Будьте внимательны к своему малышу, прислушивайтесь и присматривайтесь, придумывайте интересные методы и способы обучения для вашего особенного малыша!

 

Рубрика
Интервью