в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня в течение  от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} 
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
дитя
Книга недели
Как сформировать здоровую самооценку у ребенка
29.04.2014 Просмотров: 3 746
Книга недели
Как сформировать здоровую самооценку у ребенка
29.04.2014 Просмотров: 3 746

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Мартин Селигман, опытный детский психолог, в своей книге «Ребенок-оптимист» объясняет, как сформировать у ребенка здоровую самооценку.

Прежде всего нужно приучить ребенка реалистично оценивать свою ответственность за ситуацию. Затем сделать так, чтобы объектом самокритики стали его отдельные поступки, а не поведение вообще.

Автор приводит пример.

Люк Д. учится в пятом классе. Его родители недавно поскандалили по поводу того, кто и как должен заниматься домом и детьми. Мама Люка вернулась на свою работу и теперь рассчитывает, что муж будет ей помогать по хозяйству. По воскресеньям семья Люка всегда собирается в полном составе на завтрак. Пока родители продумывают программу уик-энда, Люк напоминает маме, что ему нужно на тренировку. Миссис Д. просит супруга отвезти мальчика. Тот отвечает, что не может, потому что ему надо подготовиться к завтрашнему заседанию. Разгорается ссора на тему, кто повезет Люка на тренировку. Люк тихонечко покидает столовую. Вот какие мысли посещают Люка: «Ну вот, опять! Мама с папой так часто ругаются в последнее время! И все из-за меня. Я везде мешаю. Если они разведутся, виноват буду я. Я худший ребенок на земле. Я всегда все порчу!

Люк ищет причину проблемы в себе («Я везде мешаю») и называет ее постоянной и универсальной («Я худший ребенок на земле»). Такая самокиртика в корне неверна. Она называется тотальной. Маленький самообвинитель считает проблему результатом неисправимого изъяна своей личности. Подобная самокритика разрушает самооценку, поскольку ребенок считает, что ничего нельзя поменять. Она вызывает пассивность и отчаяние.

Правильная критика называется поведенческой — она связана с временными и локальными факторами. Ребенок критически оценивает определенное действие, а не свою собственную сущность. В отличие от тотальной самокритики, поведенческая указывает на исправимую причину, мотивирует ребенка приложить новые усилия для изменения поведения. Он не впадает в беспомощность и может исправить то, что подлежит исправлению.

По материалам книги Мартина Селигмана.

Книга есть в бумажном и электронном вариантах.