Сразу хочу предупредить и извиниться: в моем посте вы не увидите не только подписей под фото, но и самих фото. Снимала я довольно много, но, боюсь, у других мои снимки вызвали бы по меньшей мере недоумение. Обложка книги, страница копирайта, визитка правообладателя — вот и вся фотосессия 🙂
Так я работаю второй год. И не перестаю удивляться, почему мне сразу не пришло это в голову, и как же бестолково было раньше записывать все в блокнот, а потом в муках расшифровывать свои каракули!
Поиск новых книг (а также тех, кому принадлежат права на них) — это и есть основная цель посещения выставки. Поэтому, конечно же, Frankfurt Buch Messe рассчитана именно на издателей, а обычным читателям она вряд ли интересна.
Надо сказать, что выставка во Франкфурте вообще является наиглавнейшей книжной выставкой. По сути, весь издательский мир так и живет — от Франкфурта до Франкфурта. Именно к Messe готовят выпуск наиболее громких новинок, сообщают о своих планах на будущий год и подводят итоги прошлого. Подготовка к поездке (рассылка Frankfurt Rights lists, планирование встреч и переговоров) начинается обычно еще летом — за 3-4 месяца до самой выставки. А в октябре по возвращении всех ждет еще более горячая пора: нужно разобрать все свои записи и пометки; отписаться всем, с кем прошли встречи; просмотреть каталоги; сделать заявки новых книг на просмотр (лицензиатам), а также организовать отправку этих книг (правообладателям)… Короче говоря, во Франкфурт приезжают, чтобы обеспечить себя работой на ближайший сезон.
А еще во Франкфурт приезжают, чтобы встречаться. К этим встречам у меня двойственное отношение. С одной стороны, конечно, здорово вживую поговорить с человеком, с которым весь год общаешься только посредством e-mail и телефона; и поскольку состав участников выставки относительно постоянный, со временем эти встречи становятся все более дружескими и, я бы сказала, личными («Сильвия, вы изменили прическу?», «Ах, Мэри, какая у вас чудесная брошь!», «Дэвид, как поживает ваш сын?»). Все это, разумеется, очень здорово. НО…
С другой стороны, во всей этой церемонии, начиная с планирования встреч за полгода и заканчивая обменом визиток в пятый раз с одним и тем же человеком, — во всем этом так много формальности и, не побоюсь этого слова, обязаловки! И вот это меня сильно расстраивает. Эти встречи стали настолько традиционными, что в большинстве случаев утратили свою функциональность. Люди встречаются не потому, что у них есть вопросы, которые невозможно обсудить удаленно, а просто потому, что так принято. В результате рабочий день на выставке выглядит примерно так…
Если вы выставляетесь, то сидите на своем стенде и каждые 30 минут (на выставке действует негласное правило: встречи назначаются каждые 30 минут) демонстрируете один и тот же каталог (который вы уже выслали по почте или собираетесь сделать это в ближайшее время *агентства обычно рассылают каталоги новинок*), рассказываете про одни и те же книги (о которых достаточно информации все в том же каталоге), составляете список изданий, которыми заинтересовался клиент (по возвращении вам еще придется внести этот список в компьютер; а если бы вам его прислали по e-mail, то не пришлось бы выполнять двойную работу). При этом вам дико хочется просто встать, размять ноги и избавиться от ощущения, что стул — это одна из частей вашего тела.
Если же вы посетитель, вас бросает в другую крайность: вооружившись своим списком встреч, вы бегаете от одного стенда к другому, где происходит вы уже знаете что. Тридцать минут — явно мало, так что, спеша на одну встречу, вы по дороге прикидываете, сколько вам потом бежать до другой. И с ужасом понимаете, что вам придется мчаться от стенда A-912 до S-982! А ведь во время пробежки надо еще успеть переключить мозг на соответствующую волну!
Вот и получается замкнутый круг: у вас уже сложились отношения с какими-то издателями, и, уважая эти отношения, вы не можете отказать им в традиционной встрече. Но ведь было бы куда полезнее потратить это время на поиски новых контактов и налаживание новых связей! А это вам дается с трудом, потому что, во-первых, контактов у вас уже и так много, а выставка фактически длится всего три дня; а во-вторых, с теми, с кем не встречаетесь вы, встречаются другие, так что вам будет стоить большого труда незапланированно пристроиться к чужому «конвейеру», чтобы задать свои вопросы. Вот и остается фотографировать обложки, собирать визитки и разбираться со всем этим уже после возвращения.
Такое вот нелогичное, на мой взгляд, следование традициям в целом вызывает у меня удивление, а каждый октябрь вызывало сожаление и даже раздражение. ВызывалО — потому что в этом году лично для меня все было по-другому. Ведь мы очень маленькое издательство, предпочитающее качество количеству. И подобно тому, как мы концентрируемся на каждой нашей книге (или скорее благодаря этому), мне удалось так же сконцентрироваться на общении с правообладателями. У меня было немного встреч, но я осталась очень довольна тем, как они прошли. Я встречалась с правообладателями наших книг и книг Стокгольмской школы экономики, с удовольствием рассказывала им о нашей нестандартной модели работы, охотно отвечала на многочисленные вопросы (заданные, однозначно, из интереса, а не из вежливости), с гордостью показывала им наш каталог и наши книги и с еще большей гордостью слушала комплименты в наш адрес.
Мне удалось увидеть и узнать как никогда много, ведь я не была жестко ограничена графиком. Это не значит, что в этом году мне было проще. Не скажу, что я меньше работала или меньше устала. Вовсе нет. Но в этот раз у меня было ощущение, что я работаю так, как правильно и как я сама считаю нужным. Франкфурт-2007 оставил приятное чувство удовлетворения и твердую, как никогда, уверенность, что лучше меньше, да лучше.