Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Не ЧТО, а КАК есть, чтобы развивать интеллект
6 августа 2021 10 437 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Еда — один из важнейших источников впечатлений. Едят все. Скорее всего, вы легко назовете несколько продуктов, которые сводят вас с ума, и несколько таких, которые терпеть не можете. Но восприятие вкуса не так однозначно.

На то, как мы ощущаем вкус пищи, влияет масса разнообразных факторов. Это не только ингредиенты в составе, но и окружающая обстановка, интерьер, воспоминания, ожидания, компания (бывает, вкуснейшие блюда вызывают несварение, если приходится съедать их за одним столом с жутким спорщиком).


Эстетический интеллект

Автор книги «Эстетический интеллект» Полин Браун уверена: обращая больше внимания на вкусовые ощущения, мы можем не только лучше разобраться в том, что нам нравится, а что нет. Мы можем развивать и совершенствовать вкус в широком смысле слова — наш эстетический интеллект.

Вкусы меняются

Прежде считалось, что нервная система человека перестает формироваться после эмбриональной стадии развития. Однако во второй половине XX века исследователи обнаружили, что нейроны продолжают образовываться на протяжении всей жизни, меняя мозг и создавая новые связи на основе наших впечатлений, переживаний и ощущений.

К примеру, большинство маленьких детей любят мороженое, хотя никто не говорит им, что это вкусно: сладкий, насыщенный сливочный вкус приятен нам от рождения. И наоборот: вкус кофе или алкоголя детям обычно не нравится — однако эти напитки в высшей степени привлекательны для многих взрослых.


Песики тоже знают толк в сладком и сливочном. — Источник

В отличие от мороженого, кофе и алкоголь удается распробовать лишь в более зрелом возрасте: наслаждение появляется при контакте с продуктом и проживании полученных впечатлений. Все это свидетельствует: вкусы меняются, и большинство предпочтений человек приобретает и развивает со временем.

Вкус к еде — вкус к жизни

Понятие «вкусно» обманчиво. Мы оцениваем вкус пищи с помощью рецепторов на языке: они позволяют распознать сладкое, соленое, горькое, кислое, а также умами (его нередко называют пряным или мясным). Однако восприятие этих ощущений напрямую связано с особенностями культурной среды, ожиданиями относительно блюда, воспоминаниями, каким оно было на вкус, а также со всевозможной новой информацией или представлениями о том, что мы вообще сейчас едим. Вот несколько факторов, которые значительно влияют на восприятие вкуса.

Вкусовые гены

Пристрастия в еде во многом определяются нашей ДНК. Исследования показывают, что 41–48% вкусовых предпочтений человека генетически обусловлены. На языке находится от 2000 до 5000 вкусовых луковиц, каждая из которых содержит 50–100 рецепторов, распознающих пять основных вкусов.

Количество рецепторов также определяется ДНК человека. Около 85% коренных жителей некоторых районов Азии, Южной Америки и Африки — крайне разборчивые дегустаторы (особенно чувствительные к горьким компонентам), а вот коренные европейцы, как правило, хуже воспринимают разнообразные вкусы.


Сколько специй вы могли бы различить по вкусу и запаху? — Источник

Некоторые исследования доказывают, что именно гены определяют, нравится ли нам кинза — довольно своеобразная пряность, которая постоянно провоцирует споры между ее любителями и ненавистниками; последние утверждают, что вкусом она напоминает мыло.

Ученые обнаружили, что люди, которые не любят резкую пищу, имеют больше вкусовых луковиц, чем среднестатистический человек, — минимум 5000; у остальных этих рецепторов примерно 2500–3500. Благодаря такой особенности «супердегустаторы», как называют людей с повышенной чувствительностью вкусов, могут распознавать их точнее, чем большинство из нас, и при этом часто испытывают отвращение к слишком сладкой пище, крепкому кофе, жирным и острым соусам и хмельному пиву.

Размер имеет значение

Английская писательница Сибил Капур помогает читателям разобраться, как меняется восприятие вкуса продуктов и напитков в зависимости от температуры. Она, к примеру, утверждает, что холодный кофе на вкус не такой горький, как горячий, потому что тепло усиливает нашу реакцию на все оттенки горького.

Чтобы вкус пищи раскрывался полнее, ее желательно подавать при комнатной температуре. Любители сыров подтвердят, что чеддер или камамбер лучше достать из холодильника как минимум за час до подачи на стол, и тогда вы сможете по-настоящему прочувствовать весь букет вкусов этого продукта: сладковатый, соленый, ореховый, сливочный, травянистый.


Поэкспериментируйте: попробуйте изменить температуру и размер кусочка пищи и ощутить разницу во вкусе. — Источник

На восприятие влияет даже то, каким образом разделаны продукты: увесистый кусок ростбифа имеет сочный и даже резкий вкус; тонкий кусочек того же мяса, да еще отрезанный поперек волокон, кажется более нежным. Слайс грудки индейки, запеченной на День благодарения, похож на бумагу — такой же сухой и безвкусный. А если порезать ту же часть толстыми ломтями и по диагонали, можно ощутить мясо сочным и даже жирным. Когда вы грызете не слишком тонкий кусок пармезана, лучше чувствуете его зернистую структуру и солоноватый ореховый вкус.

Удовольствие живет в носу

Многое из того, что мы воспринимаем как вкус, на самом деле — запах. Возьмите свежий лавровый лист, разомните в ладонях, втяните носом пряный аромат — и он наверняка напомнит о сытных горячих блюдах и наваристых супах. А вот если вы попробуете пожевать листик, обнаружите, что он горький и довольно противный.


Обоняние и вкус неразрывны. — Источник

То же касается и экстракта ванили: аромат божественный, но если слегка пригубить, тут же станет ясно, насколько жидкость горькая и резкая. Многие обожают аромат чеснока в соусах и других блюдах, но свежий зубчик на вкус также довольно резкий и обжигающий. Удовольствие от этих и многих других продуктов живет у нас в носу, а не на языке.

В известном смысле все мы страдаем от аносмии — утраты ощущения запахов.

Результаты исследования, опубликованного в начале 2018 года биологом Асифой Мажид, доказывают, что современные жители западных стран обладают лишь толикой того обоняния, которым могут похвастаться охотники-собиратели с Малайского полуострова. Доктор Мажид пишет, что эти люди могут «так же легко рассуждать о запахах, как и об оттенках цвета, в то время как обонятельная сторона жизни среднестатистического жителя западной цивилизации остается невыразительной».

Обстановка

Окружающая обстановка также влияет на впечатления от приема пищи. Если вы хотя бы раз в жизни бывали в дешевой, непритязательной закусочной, то тамошняя еда могла показаться вам ужасной прежде всего потому, что само место было неприятным: резкий свет флуоресцентных ламп, грязный пол, липкие столы, обшарпанные сиденья и назойливый запах горелого масла. В такой обстановке вы еще и попробовать ничего не успели, а еда уже представляется отвратительной.


Почему бы не выбраться на пикник в ближайшие выходные? В целях развития эстетического интеллекта. — Источник

А теперь вообразите пикник: вы берете с собой любимый сыр, спелый виноград, красное вино и свежий багет и вкушаете все это на берегу Сены. У хлеба хрустящая корочка, а внутри он теплый и мягкий; вы ломаете батон пополам и чувствуете пьянящий дух дрожжевой выпечки. Сыр бри мягкий, но не слишком, виноградины звучно лопаются во рту, вино имеет насыщенный рубиновый оттенок, а его великолепный фруктовый аромат опьяняет прежде, чем вы сделали первый глоток. Разумеется, атмосфера, в которой вы поглощаете эту самую простую пищу, обогащает ощущения и переживания. Восторг!

Упражнение на развитие вкуса

К сожалению, мы стали менее чувствительными к собственным ощущениям. И это касается не только пищи — это верно почти для всех чувств и эмоций. Но вкус можно развивать и оттачивать за счет внимания, практики и новых впечатлений. Давайте попробуем.

Когда в следующий раз пойдете в кафе, ресторан или в гости к хлебосольной тетушке, постарайтесь заметить мельчайшие детали и затем описать их так, чтобы человек, который никогда не бывал в этом месте, мог хорошо представить его.

Проведите «сенсорный аудит»: на несколько минут погрузитесь в атмосферу, бегло фиксируя как можно больше сенсорных впечатлений. Оцените обстановку и ощутите эффект, который она оказывает на каждый из органов чувств. Затем попробуйте составить перечень факторов, которые в наибольшей степени повлияли на восприятие пищи (позитивных и негативных).

Отмечайте всё. Насколько стимулы, не имеющие прямого отношения к вкусовым ощущениям (скажем, освещение, вентиляция и даже акустика), влияют на эмоции и впечатления от еды?

Анализируя вкусовые ощущения, мы можем расширять собственные горизонты восприятия. А значит, развивать эстетический интеллект и получать больше удовольствия от жизни.

По материалам книги «Эстетический интеллект»

Обложка поста — unsplash.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи