Саморазвитие
Ступени к мастерству: 9 тезисов о мышлении, обучении и способностях
9 карточек 22 мая 1 373 просмотра
Саморазвитие
Ступени к мастерству: 9 тезисов о мышлении, обучении и способностях
9 карточек 22 мая 1 373 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Публикуем несколько ценных и любопытных мыслей из книги «Суперобучение», в которой раскрываются принципы быстрого и качественного получения новых навыков. Зачем объединять умения, почему некомпетентные люди считают, что разбираются в чем-либо лучше профессионалов, и нужно ли доходить до крайностей — в этом материале. Проиллюстрировали котиками, потому что любим котиков:-)

1
Объединение умений
Традиционная дорога к мастерству пролегает через неустанную тренировку определенного навыка до достижения совершенства. Но для многих творческих или профессиональных навыков существует другой, более доступный способ — объединение двух умений, даже не обязательно пересекающихся. Таким образом обеспечивается явное преимущество, отсутствующее у тех, кто владеет только одним из них. Например, именно так художник комиксов Скотт Адамс объяснил собственный успех: он следовал этой стратегии, объединив опыт инженера с MBA и карикатуриста.

2
Персонализированное приключение

По мере развития ваших навыков вокруг не только становится меньше людей, способных научить вас чему-то, но и уменьшается число соучеников, с которыми вы могли бы взаимодействовать на равных (а также редеет рынок книг, курсов и преподавателей), — и вы начинаете расходиться с теми, у кого учитесь. Знания и навыки двух абсолютных новичков довольно схожи — у двух мастеров наборы умений часто совершенно разные. Это делает их совершенствование персонализированным приключением.

3
Эффект Даннинга — Крюгера

Иногда кто-то с недостаточным пониманием предмета считает, что разбирается в вопросе лучше специалистов, так как из-за недостатка знаний не может адекватно оценить собственную некомпетентность. Такое положение называется эффектом Даннинга — Крюгера. В действительности же чем больше вы узнаёте о предмете, тем больше вопросов у вас возникает. Но верно и обратное: чем меньше вопросов вы задаете, тем меньше будете знать о предмете.

4
Опыт или чутье?

Хорошая модель формируется в сознании только при достаточном опыте решения задач. «Интуиция» звучит волшебно, но реальность более банальна: чутье — всего лишь результат большого объема организованного опыта решения задач.

5
Возможности

Есть некоторые навыки, стиль реализации которых — один-единственный. Однако к большей части это не относится. Писательство, дизайн, лидерство, музыка, искусство и исследования — все это предполагает разработку определенных приемов, у каждого из которых есть свои нюансы. Как только вы овладеете основами, то одного «правильного» способа уже не будет: возникнет много разных вариантов, причем каждый со своими сильными и слабыми сторонами. И это даст новые возможности для экспериментов.

6
Самореализующееся пророчество

Люди с фиксированным мышлением полагают, что их характеристики являются врожденными и неизменными, а потому пытаться их улучшить нет смысла. Обладатели гибкого мышления воспринимают собственную способность к обучению как поле для деятельности. В некотором смысле эти два типа мышления становятся самореализующимися пророчествами. Те, кто думает, что может улучшаться и расти, делают это; те, кто считает, что они неизменны, не меняются.

7
Рамки

Мощный способ выбраться из наезженной колеи — ввести ограничения, которые сделают старые методы невозможными для использования. Это практически аксиома: лучшие инновации в дизайне приходят от работы в рамках ограничений. Дайте дизайнеру неограниченную свободу, и решение погрязнет в деталях.

8
Дойти до крайности

Дойти до крайности в каком-то аспекте навыка, который вы развиваете, часто становится хорошей стратегией исследования, даже если потом вы решите вернуться к чему-то более умеренному. Так вы более эффективно изучите все пространство возможностей и получите более широкий спектр опыта.

9
Уверенность и... смирение

Было бы глубокой ошибкой утверждать, что обучение — это замена невежества пониманием. Знание растет, но вместе с ним расширяется и неведение, так как с бóльшим пониманием предмета приходит и осознание тех вопросов, ответы на которые пока не сформулированы. Такая ситуация побуждает одновременно демонстрировать уверенность в себе и глубокое смирение.

Похожие статьи