в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Творчество
Паула Модерзон-Беккер, Ванесса Белл, Ли Краснер: 3 женщины, которые изменили искусство
10 сентября 1 017 просмотров
Творчество
Паула Модерзон-Беккер, Ванесса Белл, Ли Краснер: 3 женщины, которые изменили искусство
10 сентября 1 017 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Женщины-художницы всегда были немного в стороне. В отличие от мужчин они не привлекали пристального внимания и часто оставались неизвестными. Давайте познакомимся с некоторыми из них: вот три истории из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю».

Паула Модерзон-Беккер



Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю


Согласно общему мнению начало модернизма ХХ века — это 1907 год в Париже. Однако каждому движению нужна точка отсчета. И такой точкой стала обнаженная женская натура, написанная двумя мужчинами. Весной 1907 года Анри Матисс представил публике «Голубую обнаженную» («Сувенир из Бискры»), а затем Пикассо написал «Авиньонских девиц» — ошеломляющую и шокирующую бордельную сцену.

Вот только все началось чуть раньше: обнаженная натура уже была написана за год до этого. И сделала это женщина.

Речь идет о Пауле Модерзон-Беккер, которая написала картину «Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы». На ней изображена сама обнаженная до пояса Паула. Она стоит перед нами в натуральную величину и смотрит на нас спокойным и бесстрастным взглядом. На ней янтарное ожерелье, левая рука придерживает юбку. Картина-манифест, ни единым мазком кисти не уступающая «Авиньонским девицам» Пикассо. В интервью New Yorker искусствовед Диана Радицки называет Модерзон-Беккер «недостающей деталью в истории модернизма XX века».


Паула Модерзон- Беккер. Автопортрет в возрасте тридцати лет на шестой день свадьбы. 1906

«Сезанн — наш общий отец» — эти слова приписывают как Пикассо, так и Матиссу. Что абсолютная правда — с точки зрения искусства он действительно был отцом для них обоих. Но Паула Модерзон-Беккер — мать альтернативного направления модернизма: психологически чуткого, отчаянно смелого, вопиющего и упорствующего в своей женственности. Вспомните Фриду Кало, Элис Нил, Ану Мендьету, Кики Смит, Нэнси Сперо, Синди Шерман, Кэтрин Опи и многих других. В этом длинном списке полно знаменитых имен.

Ванесса Белл

Ванесса Белл — сестра знаменитой писательницы Вирджинии Вулф. Одна из самых известных её работ — это портрет своей сестры. Он показывает, как глубоко на творчество Белл повлияла первая британская выставка постимпрессионистов.

Знакомство с произведениями Сезанна, Гогена, Ван Гога ошеломило молодую художницу.

«Передо мной открылся новый путь, — писала Белл, увидев их работы. — Внезапное освобождение и разрешение чувствовать самостоятельно».


Ванесса Белл. Вирджиния Вулф. 1912

Густые контуры, заметные мазки — во всем этом чувствуется влияние постимпрессионизма. Но есть один прием, который принадлежит исключительно манере Белл. Она изображает сестру, самого близкого ей человека в мире, без лица. Одна лишь поза и привычные жесты выдают Вирджинию Вулф.


Ванесса Белл. Пляж в Стадленде. 1911

Ещё один шедевр Белл раннего периода — строгий и завораживающий «Пляж в Стадленде», — по мнению искусствоведа Ричарда Шоуна, «одно из самых радикальных произведений того времени в Англии». Картина соединяет в себе личное прошлое Белл и будущее модернизма, которое она творит на наших глазах. Эта картина отчасти вдохновила Вирджинию Вулф на создание настоящего литературного шедевра — романа «На маяк».

Ли Краснер

Если вы слышали что-нибудь о Ли Краснер, вы знаете, что она была женой Джексона Поллока — культа абстрактного экспрессионизма. Краснер была его женой одиннадцать лет, но живописью занималась дольше — почти двадцать лет до их встречи и еще тридцать лет после его смерти.

Именно Краснер открыла Поллока: она познакомила с ним и его работами выдающихся художников и критиков.

Например, Клемента Гринберга, который больше прочих сделал все, чтобы Поллока провозгласили спасителем американской живописи.


Ли Краснер. Автопортрет. 1930

Пока Поллок использовал как мастерскую большой сарай, Краснер рисовала в маленькой спальне. Как и Поллок, она не стояла перед мольбертом, а двигалась над холстом и капала на него краской. «Композиция» — одна из тридцати картин из серии «Миниатюры» (1946–1950), созданной художницей.


Ли Краснер. Композиция. 1949

Летом 1956 года, когда Поллок погиб в автокатастрофе, управляя машиной в нетрезвом состоянии, Краснер завершила серию впечатляющих коллажей из разорванных старых картин, которые до этого сочла неудачными. Её работа «Молочай» ставит Краснер ровно посередине между Матиссом и Мазервеллом. Краснер нашла свой путь, работая изнутри и извне. Это была вершина ее творчества.


Ли Краснер. Молочай. 1955

Краснер давала своим картинам-коллажам ассоциативные названия уже после завершения работы. Поэтому «Молочай» изображает не растение как таковое, а чувство, дух, цвет и форму, связанные с ним, по крайней мере в ее сознании. Что касается значения «Молочая» или любого другого произведения Краснер, она говорила: «Я думаю, моя живопись автобиографична, если кто-то возьмет на себя труд ее прочитать».

Иллюстрации и материалы из книги «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю»

Обложка: картина Ванессы Белл «Interior with the Artist’s Daughter»

Рубрика
Творчество

Похожие статьи