Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Как чтение про себя изменило внутренний мир человека
5 июля 2021 25 504 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Сегодня мы представляем чтение как хобби интровертов: это спокойное занятие для тех, кто любит находиться в тишине и прислушиваться к своим мыслям. Но так было не всегда. Письменность появилась около 5000 лет назад, а вот чтение про себя, к которому мы привыкли, — сравнительно новая форма досуга.

В течение многих веков грамотные европейцы читали исключительно вслух. Так делали и древние греки, и средневековые монахи. Но к XVII веку читающее сообщество Европы радикально изменилось. Появление новых технологий печати и рост письма на разных языках помогли ввести в практику то, чем мы так дорожим сегодня:

люди научились воспринимать тексты молча и создавать целые миры из слов в собственной голове.

Среди ученых ведутся на удивление яростные дискуссии по поводу того, когда европейское общество перешло от чтения вслух к чтению про себя. Некоторые даже утверждают, будто в античности читали молча не реже, чем вслух. Но большинство исследователей согласны, что есть один чрезвычайно важный эпизод в литературе, который многое проясняет. В своей «Исповеди» блаженный Августин описывает привычки миланского епископа Амвросия:

«Когда Амвросий читал, его глаза бегали по страницам, сердце пыталось постичь суть, но голос и язык молчали. Мы нередко заставали его за этим занятием (любой мог войти к нему без доклада), и он всегда читал в этой манере — молча и никак иначе».

Как считают некоторые ученые, этот факт удивлял Августина, потому что в V веке чтение про себя еще не стало привычным явлением. Другие исследователи полагают, что автор скорее демонстрирует невоспитанность Амвросия.

«Когда к Амвросию кто-то заходил, он продолжал читать про себя. Это все равно что набирать смс, когда с тобой пытаются поговорить, — уверяет Д. Вэнс Смит, специалист по Средним векам в Принстоне. — Августин удивлялся грубости епископа, который молча смотрел в книгу, вместо того чтобы поделиться знанием и почитать вслух для посетителей».

«Раньше было принято читать вслух, если вокруг тебя находились люди, — говорит Смит. — Для нас привычнее читать молча, только для себя».

Если в Средневековье, как и в эпоху античности, чтение про себя встречалось редко или считалось грубостью, то со временем общество изменило свои взгляды на это занятие.

Историк Роберт Дарнтон пишет, что в 1700-е чтение в Европе все еще было общественной деятельностью.

Читали в мастерских, амбарах, тавернах. Это было почти всегда устное, но не обязательно поучительное чтение.

Уже в поздние 1800-е, судя по записям Марселя Пруста, приватное чтение стало нормой для богатых, образованных людей, которые могли позволить себе покупать книги и предаваться праздным размышлениям в спальне.

Чтение про себя стало набирать популярность, когда выросла грамотность населения и появился доступ к разным видам печатных изданий. Исследования показывают, что до 1750-х годов домашняя библиотека читающего человека обычно состояла из Библии, астрономического календаря и нескольких молитвенников, которые перечитывались снова и снова. Но к 1800-м люди начали читать более жадно, они покупали газеты и другую периодику, а к концу века втянулись в чтение детской литературы и романов.

Некоторые исследователи уверены:

Когда чтение перестало быть общественным занятием, у нас появилось то, что мы называем внутренним миром.

В книге «История чтения» (1996 год) Альберто Мангуэль пишет:

«Читатель наконец получил право беспрепятственно устанавливать близкие отношения с книгой. Больше не нужно было тратить время, чтобы произнести слова вслух. Текст мог существовать в голове, прочитываться быстро или медленно, полностью или только наполовину. У людей появилась возможность неспешно обдумывать новые идеи, параллельно читать несколько книг и проводить аналогии. Сама по себе книга, защищенная обложкой от окружающих, стала личной вещью, собственностью человека, его интимным знанием, где бы ее ни читали — в общественном месте или дома».

«Психологически молчаливое чтение сделало людей свободнее, потому что интересы человека стали его личным делом, — рассказывает лингвист Пол Санджер в книге „Пробелы между словами“ (1997 год). — В IX веке мысли читающей публики были под тотальным контролем, ни один намек на ересь не остался бы незамеченным». Как пишет Санджер, индивидуальное чтение научило нас сомневаться в догмах, оно способствовало развитию критического мышления, самоанализа, иронии, политического и религиозного плюрализма.

У этой подозрительной новой моды — читать про себя, — естественно, были свои критики. Скептики думали, что такое чтение плодит праздных мечтателей. И даже хуже: это позволяет людям учиться и размышлять без контроля со стороны религии или цензуры. А к концу XIX века, когда тихое чтение стало очень популярным, некоторые выражали беспокойство, что у женщин, читающих в постели, могут возникнуть опасные эротические мысли.

У историков по-прежнему нет единого мнения, почему мы начали читать молча. Санджер предполагает, что важную роль сыграло визуальное изменение структуры текста. Когда-то латинские слова писались слитно, поэтомуихбылосложновоспринимать. Санджер утверждает, что в VII веке ирландские монахи, которые переводили с латинского, добавили пробелы между словами, чтобы сделать язык понятнее. Ученый уверен, что именно это позволило людям читать про себя.

В книге «Пауза и ее последствия: западная пунктуация» (1992 год) М. Б. Паркс говорит нечто похожее. Он пишет, что визуальные изменения, такие как пунктуация и пробелы, сделали восприятие текстов более удобным и повлияли на то, как мы читаем. Само новшество появилось, потому что писцы не знали, у кого окажется текст и насколько хорошо читатель будет владеть латынью. И они нашли простой способ показать, как надо читать: здесь нужно сделать паузу, это два отдельных слова.

Эта техника распространилась по всей Европе, где активно пользовались латинским языком. В других крупных культурах мира (например, Китае), где не делали пробелов между словами и восприятие текста в значительной степени зависело от декламации, чтение развивалось по-другому.

Основные исторические свидетельства позволяют сделать вывод, что чтение про себя — это завоевание эпохи Ренессанса, когда индивидуальность стала одной из главных ценностей европейской культуры. Но, возможно, все объясняется обычной человеческой потребностью в личном пространстве, необходимостью иметь свой тайный мир.

Нам просто нужна была небольшая помощь, чтобы получить желаемое.

Источник: quartzy.qz.com, перевод Ирины Балманжи

Похожие статьи