Творческое видение приходит с практикой, и вы постоянно задаетесь вопросом «А что если?..», выбирая объектив, ракурс, направление света, погодные условия, время года. Эти вопросы из книги «В поисках кадра» помогут вам необычайно расширить границы творческого видения, если вы подойдете к делу со здоровой долей любопытства. Попробуйте снова стать ребенком.
Во время работы задавайте себе ряд вопросов.
1. Глубина резкости
Какой глубины резкости требует этот кадр? Сюжетные композиции снимаются при диафрагме со значением f/16 или f/22. При съемках одного объекта устанавливают f/4 или f/5.6. Когда глубина резкости не имеет значения, выбирайте f/8 или f/11.
Сюжетная композиция. Nikon D800E, широкоугольный объектив «рыбий глаз»Sigma 15 мм, f/22, 1/60 с, ISO 100. — Иллюстрация из книги
2. Выдержка и движение
Могу ли я создать иллюзию движения? Получится ли с помощью длинной выдержки (1, 1⁄2, 1⁄4 с) передать волнение ветра и волн или добавить эффект движения, снимая практически любой яркий объект, меняя фокусное расстояние во время экспозиции всё при той же выдержке? Или стоит взять малое значение (1/500, 1/1000 с), чтобы «заморозить» волны, брызги воды, «остановить» объект на бегу или во время прыжка?
Nikon D800E, объектив Nikkor 24–85 мм, f/16, 1/20 с, ISO 200. — Иллюстрация из книги3. Широкоугольный объектив
На что способен широкоугольный объектив? Есть ли на переднем плане объект, который стоит укрупнить? Есть ли явные линии, способные создать «уходящую вдаль» перспективу (например, деревья, которые могут начинаться в нижней части снимка, перила лестницы или эскалатора, на которые можно поставить камеру)? Можно ли при сегодняшней погоде подчеркнуть простор неба на фоне раскинувшегося под ним ландшафта? Не достать ли «рыбий глаз», чтобы углубить перспективу переднего плана?
Nikon D800E, полнокадровый объектив «рыбий глаз» Sigma 15 мм, f/13, 1/200 с, ISO 100.— Иллюстрация из книги
4. Телеобъектив
На что способен телеобъектив? Не стоит ли выделить этот объект с помощью малого угла обзора? Есть ли здесь загруженный / пестрый фон, который можно преподнести размыто, чтобы сделать акцент на главном / находящемся на переднем плане объекте? Подходящее ли это место/время, чтобы запечатлеть солнце как огромный шар, пока оно встает или садится?
Nikon D800E, объектив Nikkor 70–300 мм, 270 мм, f/11, 1/250 с, ISO 100. — Иллюстрация из книги5. Ракурс
При каком ракурсе лучше фотографировать — на уровне глаз, стоя на коленях, лежа на животе или на спине? Есть ли рядом дерево или лестница, на которые можно забраться, чтобы сделать кадр с наиболее удачной точки обзора? Есть ли внутри этой композиции еще одна? (Любой снимок как минимум позволяет сделать дополнительный макрокадр.)
Nikon D800E, объектив Nikkor 17–35 мм, 22 мм, предварительная фокусировка на 1 м, f/22, 1/30 с, ISO 200, градиентный фильтр нейтральной плотности с третьей степенью затемнения. — Иллюстрация из книги6. Момент и время
Когда целесообразнее запечатлеть объект — сейчас или позже? Что подойдет лучше — фронтальное освещение, контровое или боковое? Не пришел ли я слишком рано или слишком поздно? Не нужен ли тут отражатель, чтобы создать заполняющий свет? Или пора включить вспышку? Позволяет ли небо сделать снимок, передающий всю масштабность композиции? Та ли это композиция, которую можно снимать в любое время года?
Фигура человека не только стала желанным акцентом композиции, но и привнесла ощущение масштабности картины. Nikon D800E, объектив Nikkor 17–35 мм, f/22, 1/8 с, ISO 100.— Иллюстрация из книги
7. Композиция и Photoshop
Не создается ли ощущения, что в этом ландшафте, городском или морском пейзаже чего-то не хватает? Может быть, этот кадр лучше использовать как часть новой композиции, смонтированной в Photoshop?
Заменили пруд на тюльпаны. — Иллюстрация из книгиИз книги «В поисках кадра».