в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня в течение  от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }} 
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
аа
Интересное
Удивительные факты о нашем мозге
20.11.2015 Просмотров: 5 959
Интересное
Удивительные факты о нашем мозге
20.11.2015 Просмотров: 5 959

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Человеческий мозг — одно из самых удивительных явлений этого мира. Ученые с каждым годом открывают все больше тайн нашего сознания и подсознания. Как взаимодействуют мысли и тело; что происходит в голове, когда мы спим; можно ли управлять собственными сновидениями? На эти и многие другие вопросы отвечают авторы недавно вышедших книг «Мозг и тело» и «Мозг во сне». Перед вами несколько любопытных фактов из них.

Почему ботокс лечит депрессию

Немецкий философ ХVIII века Готхольд Лессинг писал: «Я полагаю, что если актер верно воссоздает жесты, внешние признаки и все те телесные проявления, которые, как он знает по опыту, выражают определенное состояние, то производимое им впечатление автоматически вызовет в его душе состояние, которое будет соответствовать его собственным движениям, позе и тону голоса».

И он оказался абсолютно прав! Ученые выяснили, что мимика и жесты, а также позы, которые принимает наше тело, влияют на психическое состояние. Несколько лет назад психологи из Великобритании изучили перемены в настроении пациентов, которые избавились с помощью инъекций ботокса от межбровных морщин. Невозможность хмуриться сделала людей более счастливыми! Похоже, ограничение негативной мимики действительно меняет настроение к лучшему.

Другие исследования тоже подтвердили способность тела влиять на мозг. Например, ученые открыли, что нам достаточно принять так называемую позу силы (занять много пространства, широко расставить ноги или поставить руки на пояс), чтобы мы почувствовали себя гораздо увереннее.

Как счастье связано с теплом

Во время одного эксперимента, проводившегося под видом маркетингового исследования, ученые просили людей составить свой рейтинг «горячих» и «холодных» терапевтических подушек. Испытуемых спрашивали, насколько хорошо, по их мнению, греют или охлаждают представленные марки подушек и стали бы они их рекомендовать своим друзьям и знакомым.

Затем добровольцев попросили принять участие в онлайн-игре в инвестиции, в ходе которой респонденты должны были решить, сколько денег они готовы вложить в некий фонд в надежде получить значительный доход от инвестиций. После того как испытуемые трогали холодные подушки, они подходили к своим анонимным партнерам по трасту с меньшим доверием и инвестировали меньше денег по сравнению с тем, как поступали, когда трогали теплые подушки.

Многочисленные исследования подтвердили: физическое тепло порождает ощущение социального комфорта. Так что поездка в жаркие страны может стать действенным лекарством от тоски и одиночества.

Что поможет ребенку усвоить материал

Тело влияет на процесс познания. В одном из экспериментов ученый Арт Гленберг разделил группу детей, первоклашек и второклашек, на две подгруппы. Далее приводится текст, над которым они все работали:

Бену нужно накормить животных. Он сталкивает сено в дыру. (Зеленый свет.) Коза ест сено. (Зеленый свет.) Бен собирает яйца, которые снесли куры. (Зеленый свет.) Он укладывает яйца в тележку. (Зеленый свет.) Бен дает свинье тыкву. (Зеленый свет.) Теперь все животные счастливы.

Часть детей попали в группу «действующих» читателей. Они по очереди читали текст вслух. Когда в конце предложения загорался зеленый свет, это служило сигналом для детей, что нужно проделать описываемые действия, используя кукол, сваленных перед ними в кучку: игрушечных цыплят, поросят, тыквы, сеновал, тележку и фигуру мальчика. Другая часть детей попала в группу «повторяющих» читателей. Они тоже читали предложения по очереди вслух, а когда загорался зеленый свет, просто перечитывали предложение.

Дети, «проигрывавшие» историю, лучше поняли и усвоили материал, чем те, которые просто прочитывали предложения по два раза. Намного лучше. Перевод слов в действие повысил понимание детьми всего того, о чем рассказывалось в тексте, на 50 процентов и более. К тому же они запомнили больше деталей из истории и продолжали помнить о них даже несколько дней спустя после прочтения текста.

Для чего нужен «тихий час»

Когда разум засыпает, у мозга появляется возможность отфильтровать дневной опыт, оценить его относительную значимость, а затем отправить нужное в огромное хранилище предыдущего опыта — в долговременную память.

Это подтверждает эксперимент ученого Мэтью Уилсона, который натренировал крыс бегать по лабиринту в поисках кусочков пищи. С помощью имплантированных в мозг животных сенсорных датчиков он регистрировал импульсы скоплений нейронов. Нейроны, которые интересовали ученого, находились в гиппокампе — участке мозга, отвечающем за консолидацию памяти как у крыс, так и у людей. Уилсон открыл, что, когда спящие крысы входили в фазу быстрого сна, импульсы возникали в тех же скоплениях нейронов, что и при дневной беготне по лабиринту.

Выходит, процесс обучения наступает, когда мы отплываем в страну снов. Об этом говорит и другое исследование, во время которого испытуемых учили выполнять на компьютере определенную задачу. Их результаты к концу четвертого за день практического занятия понижались. Но если они после завершения второго занятия полчаса дремали, результаты оставались на том же уровне, а если «тихий час» длился все шестьдесят минут, то на третьем и четвертом занятиях результаты становились выше.

Чем сон похож на психотерапию

Ученая Розалинд Картрайт уверена, что сны помогают нам регулировать настроение и перерабатывать плохие эмоции, поэтому, проснувшись, мы находимся в более приподнятом настроении, чем когда ложимся спать.

Она много лет исследовала содержание снов разных людей и выяснила, что в сновидениях преобладают негативные эмоции. В 1991 году было проведено сравнительное исследование, продемонстрировавшее, что наяву люди чаще, чем во сне, испытывают радостные чувства, а чувство страха возникает в снах во много раз чаще, чем в период бодрствования.

У правильной психотерапии и сновидений один и тот же эффект: они помогают в безопасной обстановке создать необходимые связи. Психотерапевт дает возможность пережившему травму пациенту вернуться в прошлое и рассказать свою историю разными способами, устанавливая связи между травмой и другими составляющими жизни, что позволяет интегрировать травму в его жизнь.

Как только связи между недавним тревожным событием и предыдущим опытом установлены, эмоции становятся не такими острыми, и травма постепенно растворяется в жизни пациента. Сновидение выполняет те же функции.

Как осознать, что видишь сон

Хотите во сне осознавать, что видите сон, и даже управлять им? Способность осознавать себя во сне начинается с «проверки реальности». Проводить ее следует во время бодрствования. От пяти до десяти раз в течение дня спросите себя, видите ли вы сейчас сон — чтобы мозг привык задавать этот вопрос. Особенно полезно задавать его себе, когда случается что-то удивительное и неожиданное, когда вы испытываете особенно сильные чувства, когда вы наблюдаете нечто, напоминающее то, что доводилось видеть в мире сновидений.

Такая практика проверки реальности, как показало проведенное в 1989 году исследование, на 150 процентов повышает частоту осознанных сновидений. Когда вы уже спите и у вас вдруг возникает подозрение, что вы видите сон, проведите следующий тест. Осмотритесь во сне: поищите какой угодно текст или циферблат часов. Во сне напечатанные буквы почти всегда каким-то образом меняются каждый раз, как вы отводите от них взгляд и смотрите на них снова. Таким же образом меняется и циферблат часов — изменяется его вид или указанное на нем время.

По материалам книг «Мозг и тело» и «Мозг во сне»

P.S. Понравилось? Подписывайтесь на нашу новую рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.