Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
День моря. Интервью с Никитой Замеховским-Мегалокарди: поэтом, писателем, серфером и инструктором
28 сентября 2015 5 714 просмотров

Алена Лепилина
Алена Лепилина

28 сентября отмечается День моря. Буйная, непокорная стихия, красота природы, сила и мощь… Все это — про море. Кто не понаслышке знает о море? Конечно же, люди, которые сталкиваются с ним каждый день. Никита Замеховский-Мегалокарди — именно такой человек. Всю свою жизнь он посвятил стихии и может поведать очень много. Устраивайтесь поудобнее — мы начинаем.

— Ты человек с необычной профессией… Бывают ли у тебя мысли о том, чтобы ее сменить?
— Не могу сказать, что с такой уж необычной. Нас уже много, инструкторов. Профессию менять можно. Нельзя менять… призвание. Наверное, так.
Я не выбирал эту профессию, все произошло само собой, а если я ее не выбирал, как я могу ее сменить?

— Ты больше катаешься сам или больше учишь?
Не скрою, я хотел бы кататься больше. Но мне очень интересно учить людей и смотреть, как катаются они.

— В каком возрасте можно начинать заниматься серфингом? И есть ли возраст, когда надо заканчивать?
— С четырех-пяти лет можно начинать. Поль Брегг умер на доске для серфинга в 86 лет.

serf_training

— Какие природные или погодные условия нужны для успешного серфинга?
— Разумеется, должны быть волны. Все остальное: температура воды, состояние атмосферы, дождь, снег — не важны абсолютно. Желательно, чтобы не было ветра. Но главное условие — должны быть постоянные, не штормовые, а послештормовые волны, которые называются свеллом (или зыбью). Такие иногда бывают на Черном море, иногда — на Азовском и на Балтике, они все время есть на Камчатке, частенько — в Японском море. И идеально это условие соблюдено на Бали и Шри-Ланке.

— Различаются ли места для катания по уровню сложности?
— Безусловно. В брошюрах и на сайтах, описывающих разные споты (места для занятия серфингом — прим. ред.) всего мира, всегда есть соответствующие обозначения: all surfers («для начинающих»), experience surfers («для опытных»), pro surfers («для продвинутых») и еще — для камикадзе.

— А можно ли серфить в России, и если да, то где?
— И учиться, и кататься в России можно — катаются и на Черном, и на Балтийском море. Один мой знакомый катается на севере, в Архангельской области. Можно кататься на Камчатке, там очень хорошие волны. Единственное, что надо иметь в виду: за исключением Камчатки все перечисленные мной споты очень капризные, и никогда заранее не угадаешь, будет ли волна. Я учился кататься на Черном море в Крыму, но я там жил и мог себе позволить ждать волну по полгода. Более-менее стабильный спот в России — это Камчатка, но там холодная вода, это не очень комфортно, хотя учиться можно и в холодной воде. Но все же я считаю, что лучше всего начинать свой серфинг в тропиках.

Сейчас у многих есть возможность посещать Бали, Шри-Ланку, где постоянно присутствует совокупность комфортных для обучения условий — ровне волны, удобное дно, дружелюбные «локалы» (местное население — прим. ред.). А продолжать уже можно где угодно, поскольку современные технологии позволяют производить комфортные гидрокостюмы для холодной воды. На мой взгляд, серфинг в России — для более-менее обученных, но если нет другой возможности, учиться можно и на российских спотах.

serfing

— Как правильно выбрать доску для серфинга, на что обратить внимание? Должны ли быть на доске «магические» орнаменты или «волшебные» слова?
— Прежде чем самому выбирать доску, сначала научитесь кататься на надежной ученической доске в школе. И тогда вопрос отпадет сам собой. Потому что доска выбирается в зависимости от уровня. Скажите мне, какой у вас уровень катания, и я скажу, на что обращать внимание. Нужны ли магические крокодилы? Катаются не на орнаменте и не на крокодиле, а на волне. Поэтому орнамент — самое последнее, на что стоит обращать внимание.

— Сколько времени в среднем нужно потратить на подготовку, прежде чем сможешь поймать свою первую волну?
— Сложный вопрос, потому что средних людей не бывает. Среднюю величину в данном случае назвать невозможно. Все зависит от человека, его моторных навыков и физических данных.

— Насколько важна роль инструктора при обучении серфингу и можно ли научиться кататься самому?
— Уверенность в себе и самоуверенность — две совершенно разные вещи. Уверенных в себе море любит, самоуверенных — жестоко наказывает. Я учился сам, но не потому, что я такой молодец: просто в 1994 году в поселке Приморский не было преподавателей серфинга. Было море, волны, был, собственно, я, а еще было время, чтобы все три этих составляющих связать в одно. Но если у вас есть возможность обратиться к инструктору — сделайте это. Потому что я учился очень долго. Гораздо проще учиться серфингу на чужих ошибках, получать инструктаж и узнавать океан со слов человека, имеющего больший опыт общения с ним. Это быстрее и того стоит.

— Что ты пытаешься донести до учеников в первую очередь, в самом начале обучения?
— В школе мы, конечно, даем психологические установки, мы расслабляем человека, знакомим его с тем, что в океане его может ожидать. Есть понятие препятствия и есть понятие страха. Как только страх (что-то неопределенное) получает объяснение, становится чем-то конкретным, он превращается просто в препятствие. А препятствие преодолеть легко.

— Если вкратце, как проходят уроки с инструктором?
— Вкратце не получится, поскольку каждый урок длится 2–2,5 часа и включает теорию, занятия с доской в бассейне, тренировку подъема на доску. И уроков таких новичку требуется хотя бы четыре-шесть. Но нужно понимать, чего вообще хочет человек. Сейчас есть такая тенденция: «Я приехал на Бали, в модное место, меня щелкнули с доской на пене, это увидели мои друзья в социальных сетях — все, я серфер!» Для этого не нужен инструктор, а нужен инструктаж, главным образом, по технике безопасности на споте и пара советов: как ложиться и грести, как ставить ноги на доске и на какую ногу прикреплять лиш (веревка, при помощи которой доска крепится к ноге — прим.ред).

— Кстати, на какую?
— На заднюю. Но если человек хочет действительно научиться, то речь на занятиях идет о другом. Серфинг — это не просто умение ехать на доске. Доску надо заставить катиться, а для этого надо понимать, откуда волны берутся, куда деваются и что делать в условиях постоянно меняющейся и движущейся поверхности, которую из себя представляет волна. Серферу предстоит взаимодействовать с прибоем, а прибой — это одно из самых агрессивных проявлений водной стихии, даже если он совсем маленький. И первое занятие начинается с ознакомления с этой азбукой, причем на суше.

IMG_4194

— И с техникой безопасности?
Техника безопасности — это то, с чего должно начинаться вообще все. Это знание того, какие сюрпризы океан может тебе преподнести, чтобы для тебя это сюрпризом не стало. Предупрежден — значит вооружен.

— Существуют ли непреложные правила безопасности — то, чего делать нельзя никогда ни при каких обстоятельствах?

  • Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя забывать на берегу свою голову.
  • Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя держать доску между волной и собой.
  • Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя стартовать, не осмотревшись.
  • Прежде чем лезть в серьезные условия, научитесь работать в условиях средней сложности.

— Представляют ли опасность для серфера океанские обитатели, например акулы?
— Безусловно, некоторую опасность океанские обитатели для серфера представляют, и акулы — это наиболее агрессивные представители этих самых обитателей. Они могут нападать на серфера, потому что серфер, гребущий на доске, напоминает акуле вполне привычную для нее добычу — морского котика или черепаху. Но все же серфер таковым не является, и поэтому акула будет охотиться на него в последнюю очередь. Акула людей не ест. Что касается других морских обитателей, то всегда следует помнить о том, что риф, над которым катается продвинутый серфер, — живой. Поэтому ни в коем случае нельзя вставать на дно.

— Итак, для новичка лучше всего подходят Бали и Шри-Ланка…
Наша школа Surf Discovery работает на Бали и на Шри-Ланке, но, помимо этого, мы выезжаем на Маврикий, некоторые острова Индонезии, в Европу, в Перу, где в том числе учим с нуля.

— В Перу самые длинные волны…
Самая длинная в мире левая волна живет в Перу, она называется чекама. Но нужно понимать, что начинающему нужна не длина волны: для него важны качество пены и стенки волны, на которой он будет учиться. А это опять же Бали или Шри-Ланка.

— А Европа?
— В Европе можно кататься в Португалии, но там холодная вода (у нас там есть кемп), так же в Биаррице на юге Франции, в британском Корнуолле, в Ирландии, в Испании. Но я не знаю, как там учат, и не могу ничего рекомендовать.

nikita_z_m

— Нужна ли начинающему серферу особая спортивная подготовка?
— Особая не нужна. Нужно быть всего-навсего в нормальной физической форме. Не запущенным и вялым, а бодрым, веселым и игривым, как морской котик. Ну и умение держаться на воде — это само собой разумеющееся. Можно обратить внимание на общую координацию движений, поработать с мелкой моторикой, пожонглировать теннисными мячиками, например, поделать кувырки вперед-назад, чтобы после резкого наклона головы звездочки в глазах не бегали. Полезно отжиматься от пола, подтягиваться, качать пресс, приседать… Но это все обычная физическая нагрузка, на которую рассчитан человеческий организм. Хотя сегодня мы все воспринимаем умение подтянуться на перекладине более пяти раз как подвиг — это смешно, это вообще не нагрузка. Мышцы — механизм, который требует постоянной работы, иначе он закисает и начинает барахлить. Себя надо любить, а значит — гонять. Не жалеть, а любить.

Еще нужно быть морально готовым к тому, что в мире есть вещи, которые гораздо сильнее тебя, и им все равно, кто ты такой и какого ты о себе мнения, — у них о тебе мнения никакого нет и не будет. Я говорю сейчас об океане и волнах. Здесь не будет такого: я приехал, дал деньги, научи меня. Единственный вариант: я приехал, дал денег для того, чтобы научиться. И нужно помогать своему инструктору себя учить — слушать то, что он говорит, заниматься самостоятельно. Серфинг — спорт богов и героев, как называл его Джек Лондон.

— При этом ты всегда говоришь, что серфинг — не спорт…
— Потому что это не спорт. В спорте есть соперник, которого ты должен победить. В серфинге же соперника нет, кроме самого себя. Да, есть правила, по которым соревнуются серферы, но их придумали не так давно. Серфинг — не индустрия, не развлечение и не адреналиновая зависимость. Это путь к себе через радость. На уровне физиологии вам становится хорошо, потому что серотонин заменяет адреналин. Но в океан идут вовсе не из-за этого, а потому что в какой-то момент вы вдруг чувствуете, что стали на ступень выше и физически, и морально. Вы сумели себя переломить. Серфинг — это время, когда должны искаться ответы на внутренние вопросы. Мы же, инструкторы, помогаем не отвечать, а формулировать вопрос. Каждый должен сам понять, что для него серфинг. И когда человек на этот вопрос себе ответит, у него все получится.

— Ты часто бываешь доволен учениками?
— Я сейчас скажу жестокую вещь, но от общения с океаном я уже сам стал в некоторой степени как океан — мне не то чтобы безразлично, но я доволен ими только тогда, когда они довольны собой. Потому что я добиваюсь того, чтобы мои ученики были довольны собой, а не чтобы они ноги на доске правильно ставили. Серфинг — это свобода быть собой. Мне, несомненно, приятно, когда человек едет на волне, — я приложил к этому усилия. Но я отдаю себе отчет в том, что основные усилия приложил он.

— Почему ты пишешь?
— Писать стихи или прозу — адский труд. Если бы я мог не писать, не писал бы, но я не могу. Когда в моем сознании наступает резкий диссонанс между миром реальным и внутренним, тем миром, в котором я живу, во мне возникает потребность этот диссонанс свести на нет. Тогда-то я и пишу, потому что умею это делать.

writer

— Могу я тебя попросить что-нибудь почитать?
— Ветром, каплями и далью резко, сразу
Я пронизан до кости,
И страшно на месте сердца видеть глазу
Рану, через которую день свистит.
В корявых пальцах древнего Пана
Живет оно, мое сердце-свирель,
И чем разверстей и глубже рана,
Тем сильнее и чище трель.

P.S. Если хотите раз в 2 недели получать самые интересные статьи из нашего блога, подписывайтесь на рассылку.

Фотограф: Евгений Филатов
Беседовала Ирина Осипова
Рубрика
Кругозор
Похожие статьи